Библиотека Юга.ру — лучшие книги на самые разные темы

Библиотека Юга.ру. «Твердая» фантастика: наука и будущее

«Твердая» фантастика — жанр, где развлекательная литература смыкается с современными достижениями естественно-научной мысли. Мощный научный базис является главным отличием от «мягкой» фантастики (фэнтези, хоррор, альтернативная история и т.д.). Писатели, творящие в жанре «твердой» фантастики, как правило, являются обладателями ученых степеней. Отцы-основатели жанра в свое время проявили себя не только в литературе. Айзек Азимов работал на Пентагон и участвовал в создании системы ПРО. Станислав Лем — звезда первой величины в области философии и футурологии. Однако в XXI веке адепты жанра шагнули еще дальше своих гениальных предшественников.

Питер Уоттс, «По ту сторону рифта»

Канадец Питер Уоттс — гидробиолог, специалист по морским млекопитающим. Его проза — тяжелая, пессимистичная, наполненная блестящими идеями и смелыми допущениями, перегруженная научной терминологией. Одно из последних произведений Уоттса — сборник рассказов «По ту сторону рифта». Читайте и наслаждайтесь, если вас не отпугнет мрачный взгляд автора на природу человека, силу обстоятельств, деформации технологических скачков и невозможность сотрудничества с нечеловеческим интеллектом.

Как вам такие сюжеты? К примеру: разумные атмосферные явления; модифицированный, подключенный к сетевым интерфейсам ребенок, перестроенный с белковых на кремниевые нейронные цепи; организм, представляющий собой оболочку вокруг звезды; убийца, способная изменять объективную реальность; люди, переделанные в рептилий для изучения глубоководных впадин.

Этот сборник небольших рассказов дает весьма точное представление о неповторимом авторском стиле Уоттса. Он может послужить прекрасным переходом к творению, принесшему Уоттсу мировую славу, — дилогии «Ложная слепота» и «Эхопраксия».

Автор замечателен своими послесловиями, в которых он рассказывает о предпосылках появления тех или иных идей. А еще он именует себя оптимистом!

Иэн Бэнкс, «Выбор оружия»

Шотландцу Иэну Бэнксу университеты Стерлинга и Сент-Эндрюса в свое время присудили почетную степень доктора. Он пишет и реалистичный мейнстрим (наиболее известна «Осиная фабрика»), но его главный шедевр — цикл произведений о сверхцивилизации Культуре. Это гуманистичное, интеллектуально развитое, но достаточно неоднородное общество. Его члены порой не чураются самых различных методов в процессе решения глобальных задач.

Проза Бэнкса — тяжелая, некомфортная, порой пугающая и жестокая. Композиция произведений нелинейна, это настоящий постмодерн в «твердой» фантастике.

В данный сборник входит классический роман о Культуре — «Выбор оружия». В качестве антуража: гигантский интеллектуальный и технологический потенциал представителей Культуры и их биогенный путь развития; слияние в одно целое технократических и коммунистических общественных формаций; разумные космические корабли и сетевые суперсистемы; макабр цивилизаций, параллельных Культуре и соперничающих с ней.

В сборник также входит изумительная повесть «Последнее слово техники» о посещении Культурой нашей Земли и о разнице между людьми и теми, кто их превосходит в развитии.

Также рекомендуем к прочтению романы «Игрок» (из ранних, сравнительно более легкий и дающий хорошее представление о Культуре) и «Несущественная деталь» (один из последних, эпичный по форме и содержанию).

Вернор Виндж, «Пламя над бездной»

Американец Вернор Виндж — профессор математики и компьютерных наук. В романе «Пламя над бездной» переплетаются две сюжетные линии, каждой из которых присущи свои специфические темы и язык.

Первая линия описывает космогонию авторского замысла. Суть ее в том, что движение цивилизаций на пути своего развития по направлению от центра Галактики приводит к качественным скачкам в их развитии. Так, в удаленной от центра области Запределье становится доступно много больше, чем в силах постичь человеческий разум, а еще дальше, в Трансценденции, возможности достигшей ее цивилизации становятся практически безграничными. Однако на этих уровнях развивающиеся цивилизации сталкиваются с новыми вызовами и угрозами. В этой части произведения Виндж пишет широко, размашисто — мыслит масштабами миллиардов лет, сотен тысяч рас и цивилизаций, сверхсветовых скоростей.

Вторая линия сюжета обыгрывает идею коллективного разума на примере собакоподобной расы телепатов, стоящих на феодальном уровне развития. К ним в результате аварии попадают человеческие дети и запускают процесс технологического рывка. Антураж этой части произведения скорее присущ боевому фэнтези.

Язык Винджа сравнительно простой. Читатель без проблем следует за авторской мыслью, не теряя нить повествования. На протяжении всего текста сохраняется напряженная интрига, сюжет развивается в бодром ритме. Рекомендуется любителям классической научной фантастики.

Аластер Рейнолдьдс, «Обреченный мир»

Уроженец Уэльса Аластер Рейнольдс удостоен степени доктора астрономии, работает по контракту в Европейском космическом агентстве (ESA), участвует в нескольких научных астрофизических проектах. Роман «Обреченный мир» имеет классическую линейную структуру. Его язык можно назвать самым простым и ясным из всех книг, представленных в этой подборке.

В основе сюжета лежит идея об организации жизненного пространства будущей Земли в виде спиральной конструкции — гигантского столба, возносящегося к небесам. Чем ближе к вершине — тем выше уровень технологического развития. Там есть атомная энергия и биотехнологии. Этажом ниже — век электричества, еще ниже — викторианская эпоха пара, в самом низу топят дровами и ездят на лошадях. Перемещение между уровнями для жителей этого мира затруднено и мучительно в физическом плане. Этот роман-путешествие рассказывает о спуске главного героя на нижние уровни мира и выходе за пределы Богоскреба — на поверхность планеты, где обитают банды убийц и царят нравы рабовладельческой эпохи.

Проза Рейнольдса — это настоящая боевая фантастика. Но отнюдь не легковесный трэш-боевичок, а крепко сделанная, мастерски закрученная, держащая в напряжении литература. Эту книгу также можно отнести к произведениям, соблюдающим традиции «чистого» жанра.

Грег Иган, «Город перестановок»

Австралиец Грег Иган окончил университет с дипломом математика-программиста, помимо литературной работы он публикует научные статьи и разрабатывает компьютерные программы. «Город перестановок» — великолепное произведение, в котором разрабатываются темы искусственного интеллекта и технического бессмертия.

Тенденции развития сложных автоматических систем и проблематика продления жизни — главные области исследования современной футурологии. Грегу Игану удалось в одном романе соединить и спрогнозировать развитие технологий в этой области на сравнительно недалеком горизонте событий — 30–40 лет. В основе романа лежит идея о возможности сканирования личности — изготовления полного слепка всех внутренних органов, мозга человека на нейронном уровне и перевода в компьютерный формат. Таким образом, появляется электронный двойник, наделенный чувствами и реакциями. Эта технология доступна в основном богатым людям, которые прибегают к ней на пороге смерти перед последующей криогенизацией. Возможности копии в виртуальном мире широки, но не безграничны — все упирается в ограниченные вычислительные мощности и риски внешнего воздействия на «железо». Кроме того, выясняется, что копии, снятые с живых людей, обладают свободой воли, и их ограниченное существование в виде машинного кода порождает неразрешимые проблемы этического и экзистенциального характера.

Еще одной идеей, которая прокачивается в романе, является использование клеточного конструктора. Он работает на принципах, исключающих постулаты квантовой неопределенности. Здесь Иган из области кибернетики переходит в сферу биохимии. С помощью клеточного конструктора герои пытаются совершить ни много ни мало сам акт божественного творения, запустить на уровне микроорганизмов и бактерий процесс эволюции и естественного отбора. Соединив находки на основе клеточного модулирования естестественных процессов с технологиями сканирования личности, представляется возможным создать идеальный мир, где оцифрованные люди будут жить вечно.

Язык «Города перестановок» непрост и насыщен научной терминологией из разных областей знания. Чтобы прочесть роман, требуются немалые интеллектуальные усилия. Но это того стоит!

Эти и другие книги вы можете купить в магазинах «Читай-город» в Краснодаре:

— ул. Красноармейская, 60;
— ул. Володи Головатого, 313, «Галерея Краснодар»;
— ул. Красная, 83/ул. Горького, 103;
— Карасунский округ, ул. Уральская, 79/2, ТРЦ «СБС Мегамолл»;
— ул. Ставропольская, 218/1;
— ул. Дзержинского, 100, ТРЦ «Красная Площадь».


В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале