Фильм недели: «Прибытие»

Открывает этот уикенд фильм о пришельцах «Прибытие» , на котором вы расплачетесь — впервые после спилберговского «Инопланетянина».

Режиссер: Дени Вильнёв
Сценарист: Эрик Хайссерер, Тед Чан
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг
Продолжительность: 116 мин
Возрастное ограничение: PG-13
Первоисточник: научно-фантастическая повесть Теда Чана, опубликованная в 1998 году

Смотреть, если вы любите: фильмы Вильнёва «Убийца», «Пленницы», «Враг» — да, они совсем другие, но это та же внутренняя напряженность; а также философскую фантастику в литературе и кино.

Не смотреть, если вы: ожидаете фантастики научной, фактов, доказательств и не любите, когда этот жанр смешивают с мелодрамой, пусть этот термин и покажется в этом случае несколько чересчур легковесным.

В одиннадцати словах: фильм о поиске общего языка и возможности стать совсем другим в течение одной жизни.

В трехстах пятидесяти трех словах:

На Землю приземляются, точнее, зависают, 12 неопознанных объектов, внешне похожих и на гигантские зерна, и на выгнутые вытянутые сферы. Как и полагается, часть человечества немедленно впадает в панику, а правительства тех стран, на чьей территории находятся объекты, предпринимают попытки изучить их. Одновременная подготовка к переговорам и войне, скорее всего, привела бы к катастрофе, но всем повезло — власти США привлекают к работе ученого-лингвиста Луизу Бэнкс, которая начинает изучать язык «пришельцев», чтобы суметь задать им самый главный вопрос: «С какой целью вы прилетели?» — и понять ответ.

Язык — не просто способ передачи информации, но и способ мышления. Человеческий письменный язык линеен, как и наше восприятие времени. Гептаподы же, напоминающие то ли слонов, то ли пауков, то ли чьи-то огромные руки, издают звуки, похожие на раскаты грома или неведомую музыку, а вместо письменности распыляют чернила. Их письменный язык — в трех измерениях, а время нелинейно. Пытаясь наладить коммуникацию и десятки часов анализируя неведомые формы высказываний, героиня Эми Адамс начинает думать по-другому — как и зритель — хотя и далеко не сразу.

Параллельно обычной истории с вооружениями и невозможностью договориться представителей разных государств развивается способность Луизы Бэнкс договариваться с пришельцами и узнавать саму себя. Инопланетяне считают человечество единым целым и передают послание по частям. Луиза обнаруживает, что едины ее прошлое и будущее. Оказывается, изучение нового языка разрывает границы времени. Ее личная семейная история оказывается не воспоминанием, а предвидением. И, видя будущее так же ясно, как прошлое, она делает шаг вперед в развитии человечества: поднимается над понятиями судьбы и рока. Теперь будущее не надо предотвращать, так как все события существуют во Вселенной одновременно. Жизнь надо просто жить. И это понимание делает ее новым человеком, первым таким человеком.

Вильнёв, взявшись за новый для себя жанр, рассказывает все ту же историю о познании самого себя, причем на главные роли вновь подбирает очень ярких актеров, известных, но все же не из списка звезд класса «А». Это невероятно удачный выбор, с которым его и зрителей можно только поздравить. Желая отказаться от использования зеленых экранов, он построил на съемках коридор, где и происходит общение ученых с пришельцами, тем самым даже на площадке сделав эту историю намного более реалистичной и земной.

Афиша Юга благодарит компанию «Киномакс» за приглашение на предпремьерный показ фильма «Прибытие».


Читайте также