Фильм недели: "Доктор Стрэндж"

Очередная шумная и яркая серия из вселенной комиксов Marvel вновь собрала блестящую актерскую команду, чтобы рассказать об одном из сильных персонажей с магическим даром, который до того на большом экране не заявлял о себе так громко. Доктор Стрэндж был создан в начале 60-х и для тех, кто знаком со всеми этими историями лишь опосредованно (знает, что Железного человека играл Роберт Дауни — младший), представляет интерес только с точки зрения визуальной реализации его мира. Рисунок, а за ним и картинка фильма отсылает к психоделическому стилю Сальвадора Дали и нидерландского художника-графика Маурица Эшера.

Режиссер: Скотт Дерриксон 
Сценарист: Джон Спэйтс 
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Рэйчел Макадамс, Чиветел Эджиофор, Бенедикт Вонг

Смотреть, если вы любите: Бенедикта Камбербэтча, когда у вас кружится голова, а также всерьез увлекаетесь комиксами, вплоть до их покупки.

Не смотреть, если вы: кроме картинки все же немного рассчитываете на содержание, в диалогах любите осмысленность и не путаете притворство с актерским мастерством.

В двенадцати словах: отрицательное влияние маркетинга налицо, так как обещали нам вовсе не то, что показали.

В семистах сорока семи словах:

История повествует о том, как коллекционирующий слишком дорогие часы нейрохирург доктор Стрэндж попадает в автомобильную аварию и теряет возможность оперировать, а значит, теряет единственный смысл своей жизни. В поисках исцеления он находит Великого Чародея — что уже само по себе неплохо, так как эту роль исполняет Тильда Суинтон, — и знакомится с магией. Так нам рассказывают о том, как "человек науки" становится "человеком веры", постепенно преодолевая врожденный скептицизм. Овладев, или, точнее, раскрыв и развив свои магические способности, он сразу же получает возможность испытать их в деле, так как мир в очередной раз нуждается в спасении. Стрэндж, как и Чародей, и другие мастера, получает возможность управлять пространством и временем, перемещаясь между измерениями с помощью неких магических предметов. Всю эту сказочную гармонию нарушают лишь напоминания о том, что мы все еще в реальном мире — где проводят сложные операции на мозге, слушают поп-музыку и говорят о "Мстителях", как о походе на рынок. Впрочем, неудивительно: чтобы не потерять ориентиры, нужно почаще напоминать себе о специфике марвеловского взгляда на мир, принципиально отказавшегося от логики и цельности восприятия.

Два года назад глава все той же Marvel Studios Кевин Файги заявил, что фильм должен будет продолжать традиции Дитко/Кубрика/Миядзаки/"Матрицы". Безусловно, нужно делать скидку на то, что эти слова были сказаны еще до начала съемок, но сейчас эта цитата производит угнетающее впечатление. Потому что помимо попытки создать художественно-психоделическое пространство с калейдоскопическими элементами — что похоже на сложный многомерный движущийся рисунок и только, — мы не увидели ничего, что было бы хотя бы отдаленно так же прекрасно. Здесь нет искры прозрения и открытия нового киноязыка или новой яркой идеи, да и вообще ничего, что мы не могли бы ожидать и предсказать заранее.

Картинка, в трейлере напоминающая некоторые кадры из "Начала", в фильме очень быстро теряет эту ассоциативную связь, прежде всего потому, что здесь развороты двухмерного пространства происходят слишком быстро, калейдоскопично и в бесконечно повторяющихся последовательностях. От этого кружится голова, а представление о реальности полностью теряется. Бесконечная симметрия ярких геометрических фигур напоминает, но не очень внятно, воздействие некоторых психотропных веществ, как и моменты выхода сознания из тела, когда человек видит себя словно со стороны. Оператор Бен Дэвис, который был занят на съемках картин "Семь психопатов", "Мстители: Эра Альтрона", "Стражи галактики", "Гнев титанов" и еще полутора десятков менее громких проектов, говорил о сложностях съемки в таком ключе. С настолько сложной предварительной прорисовкой большого количество сцен съемка наверняка стала своего рода эквилибристикой.

Стоит лишь вообразить, что этот фильм мог быть снят Гильермо дель Торо с Нилом Гейманом в качестве сценариста, а главную роль могли бы (хотя есть большая вероятность, что все эти громкие имена служили лишь способом привлечь внимание) сыграть Вигго Мортенсен, Джаред Лето, Джейк Джилленхол, Райан Гослинг, Колин Фаррелл, скупая слеза переходит в громкие рыдания. Тем, кто восхищался предыдущими работами Камбербэтча, здесь интересно не будет, потому что в этом фильме играть ему было нечего, да он, возможно, и не стремился. Украденный и практически не переработанный образ доктора Хауса, гениального и самовлюбленного врача, уверенного в собственном совершенстве, глубоко разочаровывает.

Все произнесенные в ранних интервью создателей слова об "уникальном и сложном" персонаже, о двери между реальным и магическим миром, об ученом, "приехавшем в Хогвартс", к сюжету имеют очень опосредованное отношение. Читая высказывание о том, что воображение Скотта Дерриксона как режиссера "не имеет границ", начинаешь сомневаться в значении привычных слов. Это словно разговор на языке, все слова которого потеряли свое обычное значение, и каждый использует их по-своему, вкладывая совершенно иной смысл.

Если в многомиллионном проекте с рейтингами ожидания 9/10 самыми яркими, естественными и искренними моментами становятся игривый плащ и шутка про Бейонсе, что-то здесь не совсем так. Пространство актерской игры было ограничено метаниями между высоким пафосом спасения мира и попытками стать "ближе к народу". Вот это стремление объединить супергероев с ребятами "из соседнего двора" — оно до добра, как правило, не доводит. Другое дело, если снимают драму, что очень хорошо вышло в случае с Бэтменом, которая из категории красочного комикса как-то в одночасье перешла на уровень глубокой и сложной личностной истории. Парня в маске летучей мыши и плаще (обратите внимание на плащ) сделали человеком с реальными жизненными и психологическими проблемами. А вот мистер доктор Стрэндж так и остался подростком, который не перестает бахвалиться и корчить рожи даже после того, как уже действительно спас Вселенную и проводил учителя в последний путь. Его интеллекта хватило на то, чтобы переиграть воплощение зла, но с комплексом бога он справиться так и не смог.

Лучшей концовкой после титров могла бы стать сцена, где Стрэндж приходит в себя в гонконгском притоне и понимает, что приход был очень и очень неплохим. Рекомендуем всем зрителям не уходить из зала до последнего.

Афиша Юга благодарит кинотеатр "МОНИТОР IMAX СБС" за приглашение на специальный показ.


Читайте также