"Евгений Онегин": попадание в яблочко

Юга.ру

Анонсированный некоторое время назад "Евгений Онегин" все же вернулся на сцену Музыкального театра 12 и 13 декабря. Вернулся очень масштабно, оба вечера собрав полный зал.

"Онегин", дословно перенесенный со сцены Мариинского театра, обещал быть успешным с первых репетиций и уже на премьере обрел своих поклонников.

Первое, на что обращаешь внимания в новом спектакле, это практически уникальная для Краснодара символичность. В последнее время премьеры всех театров города не слишком отличались работой с символами, хотя театральная условность – это один из инструментов построения любого хорошего спектакля.

Новый "Онегин" начинается со сцены, где все видимое пространство засыпано яркими, спелыми яблоками. Яблоки как символ весны, молодости и любовного признания удачно оттеняют оба центральных женских характера – сдержанную, но любвеобильную Татьяну и яркую, ветреную Ольгу, которая в одной из сцен залихватски откусывает поданное яблоко. Обе они молоды, свежи и находятся в пространстве, наполненном любовью и жизнью.

На сцене висят качели, которые выступают в символическом мире как отображение радости от общения с возлюбленным. Именно Татьяна садится на эти качели в конце первого акта.

Из-за отсутствия привычных для Краснодара тяжеловесных декораций некоторые попытались определить постановку как "модерн", но подогнать ее под рамки этого жанрового определения проблематично. Никаких чрезмерных новшеств здесь нет, это дословный и грамотный спектакль.

Единственная сцена, которая выглядит неправдоподобно и не вписывается в общее звучание, это, увы, сцена письма Татьяны, которая должна вызывать самые сильные эмоции в первой половине спектакля. Вместо нахождения в спальне, на своей кровати, Татьяна сидит в пледе на пустой авансцене. Предательски выкатившиеся из-за занавеса яблоки только нарушают абсолютную черную пустоту, которая, очевидно, должна была продемонстрировать одиночество, с которым столкнулась Татьяна в момент обдумывания своего чувства.

После раздумий Татьяна почему-то выбегает в сад посреди ночи, что не вызывает вопросов у обнаружившей ее там няни. Само письмо она пишет на чем угодно, только не на бумаге, абстрактно водя пером по руке, небу и так далее. В итоге письмо, к счастью, все же окажется бумажным, но сцена его создания так и останется под вопросом.

Дальнейшее происходящее не вызывает никаких нареканий: в сцене дуэли пространство остается практически пустым, разбавленное только шуршанием колеса мельницы, которая издревле наделялась магическими свойствами из-за своего умения трансформировать продукт из одного состояние в другое. Тем уместнее ее нахождение в этой сцене – ведь зритель видит превращение дружбы в ненависть, а жизни в смерть.

Состав спектакля остался практически прежним, за исключением некоторых персонажей.
В партии Онегина все так же блистает заслуженный артист Кубани Владимир Кузнецов, и, кажется, другого Онегина найти в труппе просто невозможно.
Живые и яркие, влюбляющие с первых нот Ленский и Ольга (заслуженные артисты Кубани Владислав Емелин и Наталья Бызеева). Работа этого дуэта заслуживает отдельного восхищения – оба они действительно украшают постановку.

В нынешнем спектакле есть возможность познакомиться с новой Татьяной, в партии которой теперь выступает заслуженная артистка Кубани Гюльнара Низамова. Это назначение в среде зрителей вызвало двоякое мнение, но сложно не признать, что Низамова отлично справилась с ролью.

В новом "Онегине" нашлось место и для нового солиста театра. Очаровательный Трике в исполнении Артема Агафонова – яркий, комичный и невероятно милый персонаж. Сцена с его участием, которая обычно навевает скуку, в этой постановке отвлекает от тяжелых мыслей и вызывает улыбку.

Режиссером этого спектакля выступил знакомый краснодарцам Алексей Степанюк. Его постановки на протяжении многих лет идут на сцене Музыкального театра и относятся к одним из лучших в репертуаре.

Дирижер Владислав Карклин – приглашенный участник происходящего, потрясающе вкрадчивый и мягкий, полюбился всему театру после фестиваля оперы. Оркестр под его управлением всегда звучит идеально, хотя сцена с крестьянской пляской в первом акте прошла несколько блекло и без задора.

К недостаткам постановки можно отнести лишь яблоки, которые порой очень сильно отвлекают внимание. Их задевания при ходьбе невозможно избежать, поэтому в последствие они выкатываются из самых неожиданных мест с глухим стуком, который нарушает атмосферу. В дополнение к этому прослеживание траектории отправленного пинком в сторону оркестра плода может на несколько секунд завладеть вниманием сильнее сюжета.

На сегодняшний день "Евгений Онегин" – самая перспективная постановка в репертуаре, которая наверняка будет идти долгие годы.


Читайте также