Татьяна Баженова: О "Союзе писателей", наглости и тупике креативности

22 июня в рамках "Российских программ" 37-го Московского международного кинофестиваля прошла премьера дебютного игрового фильма 21-летней Татьяны Баженовой "Союз писателей". Молодая кинематографистка (и студентка Литинститута им. Горького) выступила в качестве режиссера, автора сценария, монтажера и продюсера картины. Съемки фильма проходили летом прошлого года в родном для Татьяны Краснодаре. Бюджет как таковой у фильма отсутствовал, съемочная группа молодого режиссера работала на "голом энтузиазме".

В интервью "Афише ЮГА" Татьяна Баженова рассказала о своем дебюте, молодых кинематографистах, "тупиках креативности", режиссерской наглости и о том, что кино – это наука о призраках.

Таня, как прошел Ваш дебют? Каковы впечатления от кинофестиваля, от публики? Как Вашу работу принял зал?

– Премьера прошла замечательно. Ни один человек не покинул зал до конца фильма, а после показа ко мне подходили люди только с положительными отзывами. Меня это даже удивило, потому что в Краснодаре, когда у нас был закрытый показ, большинство людей фильм критиковали и вообще не поняли. Атмосфера здесь, на ММКФ, просто необыкновенная. Столько профессионалов, столько интересных людей… Мне уже повезло познакомиться с многими. В общем, дни, проведенные на ММКФ, запомнятся надолго.

В России нечасто встретишь настолько молодых режиссеров, как Вы. Особенно в Краснодаре, где полнометражные фильмы снимаются крайне редко.

– У этого факта достаточно простое объяснение. В истории кинематографа есть множество режиссеров, которые дебютировали в еще более юном возрасте. Филипп Гаррель, например, свой первый "полный метр" снял в 19 лет. Обычно все молодые режиссеры – это те, кто решил перейти к непосредственной реализации творческого порыва, миновав школу обучения "цеховому профессионализму", этим бесконечным школам обучения и научения.

Я сначала тоже хотела пройти через подобные институты, поступила в МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания Останкино), но потом решила, что я хочу заниматься кинематографом, а не изучением теорий. Решила сразу перейти к практике, нырнуть в холодную воду.

Естественно, большинство режиссеров, чьи имена на слуху, – это авторы, работающие с крупными продюсерскими компаниями. Их "цеховой профессионализм" был выработан в институтах кинообразования и/или многолетней практике работы в кинематографе. Поэтому не удивительно, что среди них не часто встретишь 20-летних.

Как Вы нашли съемочную группу? Как проходили съемки, и как удалось снять полнометражный фильм практически без бюджета?

– История с поиском съемочной группы была крайне банальной. Я повесила несколько объявлений в соцсетях, на них откликнулось множество людей. В результате у меня сложилась команда профессионалов, к которой я добавила нескольких своих друзей и знакомых в качестве актеров второстепенного плана. Съемки проходили чуть меньше месяца, особых сложностей во время них не возникало. Так что, пользуясь случаем, выражаю в очередной раз благодарность своим коллегам, без которых мой дебют бы не состоялся.

Конечно, без везения тут не обошлось. Но и я, на мой взгляд, справилась с тем, чтобы "заразить" всю съемочную группу своими идеями и энтузиазмом. Так что снять полнометражный фильм, не имея бюджета, не так уж сложно. Тут главное – не попасть в то, что я называю "тупиком креативности", когда молодые и, возможно, перспективные люди вместо того, чтобы что-то сделать предпочитают днями, месяцами и годами рассуждать об этом в соцсетях и коворкингах.

По-моему, кинокритик Андрей Плахов говорил о том, что не стал режиссером, потому что ему не хватало определенной наглости. Без скромности скажу, что как минимум наглости на то, чтобы быть режиссером, у меня хватит.

"Союз писателей" рассказывает о краснодарской литературной среде. Вся эта история – чистый вымысел или в ней есть отсылки к реально существующим людям?

– Да, я решила снять фильм о некоем литературном сообществе. Естественно, в некоторых деталях и персонажах есть прямые отсылки к тому, что реально происходило в Краснодаре. Были поэтические вечера, на которые я ходила. Там я встретила нескольких интересных людей. Их стихотворения звучат в фильме. Но сценарий не ограничивается лишь этим реальным пластом. В сценарии присутствует как линия, связанная с рассказом моего приятеля, так и детали из биографии Велимира Хлебникова.

Но в фильме все это превращается в единое монолитное пространство. Французский философ Жак Деррида говорил, что кинематограф – это наука о призраках. И я могу это лишь подтвердить: в моем фильме как реально существующие детали, так и вымышленные становятся неразличимыми кинематографическими фантомами.

Параллельно работе в кинематографе Вы обучаетесь в Литинституте им. Горького. Ваш фильм повествует о поэтическом сообществе. Можно сказать, что литературная сфера занимает большое место в вашей жизни?

– Да, я и сама занимаюсь литературой. Некоторые мои стихотворения звучат в фильме. Мне нравятся многие современные авторы, но очень угнетает общее, крайне консервативное состояние российской литературной среды. В России есть замечательные молодые авторы – Эдуард Лукоянов, Галина Рымбу, Валерий Нугатов, а у всех на устах до сих пор "ящик с дохлыми советскими цыплятами", как справедливо выразился Дмитрий Волчек.

Ваш фильм можно классифицировать как "фестивальный"? Как Вы вообще относитесь к подобным ярлыкам?

– Мой фильм показали на фестивале, так что его можно назвать "фестивальным", да. Хотя я, конечно, понимаю, что под "фестивальным кинематографом" обычно подразумеваются работы с более авангардной поэтикой – как на фестивалях в Локарно и Роттердаме, например. У меня не было задачи нарочито удивить зрителя сложной композицией или сделать какую-то кинематографическую головоломку. Я хотела просто посмотреть, как реализуются мои определенные идеи в сфере кинематографа. И, надо сказать, получившийся фильм был весьма далек от той первоначальной идеи, которая возникла в моей голове.

"Артхаус", "независимое кино", "другое кино" – это все уже клише, работающие не только на ориентировку зрителей, но и на рыночный конвейер. Естественно, на меня не давил пресс продюсерской машины, я не была винтиком огромного проекта. Но я и не разделяю снобистские мнения, согласно которым только такие фильмы и являются "настоящим кино". Я думаю, что шедевры могут производиться как на голливудском конвейере, как и в мастерской одинокого кинолюбителя.

Как Ваш фильм попал на ММКФ?

– Тут надо отметить, что всеми этими делами занималась тоже я, продюсера у картины не было. И все мои мысли в тот момент были заняты новым фильмом, к работе над которым я собираюсь приступить уже в этом году. И из-за этого особого усердия в подаче заявок на различные кинофестивали у меня не было. Я выбрала несколько кинофестивалей, среди которых был и ММКФ, в "Российские программы" которого я и прошла.
Если будут возможности и свободное время, то "Союз писателей" примет участие еще в нескольких кинофестивалях. Но повторюсь, что практически все мои мысли уже в новом проекте.

Когда Ваш фильм сможет увидеть краснодарская публика?

– Премьера в Краснодаре будет в ближайшее время. Пока не могу сказать конкретнее.


Читайте также