Денис Беляк: О странных райдерах, бэклайне и интересных фирмачах

Денис Беляк из прокатной компании DJ Studio в интервью "Афише ЮГА" рассказал, что такое бэклайн, какие инструменты обычно включаются в техрайдер и почему с "фирмачами" интереснее работать.

Денис, как ты вообще попал в этот бизнес?

– Это все музыканты виноваты! Дело в том, что прокатом звука я занимаюсь довольно давно – года с 98-го. Мне это было интересно, и я поступил техником в прокатную организацию, работал с человеком. А потом так случилось, что в 2005-м я стал совладельцем музыкального клуба "Подвал образцового содержания", и 7 лет его существования клуба работал за пультом со всеми командами, что там выступали. Приобрел много друзей в музыкальной среде и с головой погрузился в это. Меня даже не так звук стал интересовать, как мне хотелось работать именно на сцене, с музыкантами.

Что входит в технические райдеры групп?

– Во-первых, бэклайн – это оборудование, которое необходимо музыкантам на сцене, музыкальные инструменты в первую очередь. То есть это то, что "за линией сцены". Барабаны, перкуссия, гитарные и басовые усилители, клавишные.. вся вот эта красота, которая стоит на сцене и на которой играют музыканты – вот это все и называется бэклайн.

А еще?

– Еще в технический райдер вписывается PA (portal aсoustiс) – непосредственно звук, который слышат зрители. Упоминается также мониторная система – то, что слышат музыканты на сцене, и так называемый FOH (front of the house) – пультовая часть.
Но в прокате это всегда делится по специализации. Тот, кто занимается прокатом звука, обычно предоставляет и часть пультовой, а иногда еще и сценический мониторинг. Но у нас в городе все это пока не особо разделено, как и в России, в принципе.

Что музыканты никогда не включают в райдер и всегда возят с собой?

– Не так давно музыканты возили с собой практически все инструменты – по крайне мере те, которые "ближе к сердцу". Гитаристы всегда приезжали со своими гитарами. Барабанщики всегда привозили с собой минимум один т.н. рабочий барабан, на котором они играют, свой комплект палочек, очень часто свою педаль, определенной модели, которая подстроена под их ногу, и комплект железа.

Тарелки?

– Да, тарелки. Это раньше возили всегда с собой. Потом все это оборудование стало все чаще появляться в райдерах.

Почему так произошло?

– Причин несколько. Главная причина – даже когда барабанщик все это с собой везет, он заказывает так называемый бэкап-комплект на всякий случай. Потому что в перелетах багаж может потеряться, а концерт надо давать. Быстро все это порой сложно найти, поэтому лучше заказать заранее – может быть, даже и не воспользоваться, но подстраховаться.
Второй вариант – музыканты летят очень издалека, есть ряд инструментов, скажем, модели клавишных инструментов, которые не подлежат перевозке. Один человек не может их даже поднять. Если музыканты путешествуют на фурах – это не проблема. А если летят на самолете, то какие-то легкие инструменты они привозят с собой, а тяжелые уже заказывают. И мы предоставляем то, что им тяжело возить.

Может быть это связано с тем, что теперь в таких городах, как наш, есть из чего выбрать? Раньше же наверняка меньше оборудования было под прокат?

– Да, конечно.

Или спрос рождает предложение?

– Возможно и так. Раньше вообще была проблема поставить что-то из бэклайна. А теперь есть компании, которые могут предоставить все это "под ключ".
Сейчас мы обслуживаем коллективы таким образом, что барабанщик может прилетать только со своими палочками. А может и без них. Он укажет нужную модель – и палочки будут.

Неужели ничего святого у музыкантов не осталось?

– Нет, все осталось. Они бы с удовольствием на своем играли, но обстоятельства порой вынуждают. Гитары мы предоставляем реже всего. Что касается перкуссионных дел – опять же, мелкая перкуссия возится с собой в чемоданчике, а крупную перкуссию (конго, тумбадора) возить с собой не очень комфортно.

С какими музыкантами обычно работаете?

– Я работаю со всеми музыкантами, которые приезжают. Но так складывается, что чаще всего это рок или поп-исполнители.

Были ли такие музыканты, которые особо удивили своим райдером?

– Российские исполнители удивить меня ничем не могут. Райдеры часто копируются абзацами друг у друга. Как человек, который читает райдеры каждый день вместо утренней газеты, я запоминаю и прямо вижу это. Но это нормально! Действительно, иногда абзацы пишутся очень удачно, и просто хочется их скопировать и вставить в свой райдер.

Поэтому комплект инструментов, который требуется от принимающей стороны, чаще всего типичный. И редко встречаются какие-то эксклюзивные позиции. Обычно как раз такое музыкант привозит с собой, либо заказывает достойный аналог.
Райдеры же тоже пишутся не для того, чтобы усложнить жизнь заказчику и прокатчику. Есть понимание, что каких-то эксклюзивных инструментов в прокате может и не оказаться.

Совсем другое дело, если приезжают "фирмачи", как мы их называем, команды из-за рубежа. У них нет понимания сложившегося в России рынка бэклайна. У них есть понимание своего рынка. И они порой играют на инструментах, о которых мы тут и не слышали.

По фирмам?

– Да, я имею в виду бренды оборудования. Есть общепризнанные бренды в России, а за рубежом играют вообще на других. И тогда начинается процесс переписки. Предлагается альтернатива, изучается вопрос, что это вообще такое, что за позиция. Подбираем аналоги и что-то предлагаем из того, что есть у нас. Всегда, надо отдать должное, мы находим общий язык. Музыканты – довольно гибкий народ. Они это пишут не из-за того, чтобы нам хуже сделать, а просто потому, что привыкли играть вообще на других брендах. Это нормально, я считаю.
Но вот такие райдеры, честно говоря, гораздо интереснее. Иногда и докупить что-то приходится.

Где ты, кстати, покупаешь оборудование?

– Только под заказ. Позиции, о которых мы ведем речь – райдерные, их нельзя просто пойти и купить в магазине. Это, как правило, очень дорогие инструменты, которые люди обычно не покупают. Поэтому любая позиция, которую я приобретаю, заказная.
Причем, процесс этот, как правило, довольно долгий. Например, в августе я заказал большой комплект барабанов DW и получу их, наверное, только к Новому году. По той причине, что их начинают изготавливать только после формирования заказа и после 100% предоплаты. Соответственно, не в тот же день, а в определенной очереди. Поэтому ориентировочный срок любого такого заказа – примерно 4-6 месяцев.

А райдеры за сколько времени до самого мероприятия получаешь?

– Иногда и накануне. Вот, например, сейчас, по пути на встречу, я получил райдер на эти выходные, причем довольно сложный. Поэтому нужно все это иметь, конечно. Если ты этого не имеешь, то все равно не сможешь пойти побежать и купить. Какую-то мелочевку – можно, конечно. На прошлой неделе нужна была подсветка для оркестрового пюпитра, но обязательно проводная, которая работает от сети, а не от батареек. Поэтому я пошел и купил такую.
Но если речь идет о серьезных позициях, то так просто не побежишь и не купишь. Можно взять у коллег, что мы, кстати, периодически и делаем, чтобы не отказываться от заказов. Мы все в контакте и иногда добираем позиции друг у друга. Иногда просто не хватает или конкретной позиции, или по количеству. То есть, есть такая позиция, а их нужно 2 или 3.
Такой случай был, например, когда Маркус Миллер давал концерт….

Шикарный был концерт!

– Да! И вот у него должен был стоять басовый стек, но нюанс был в том, что в гримерке у него тоже должен был стоять басовый стек. Причем, точно такой же, как на сцене. Это было очень важно для него. Поэтому один такой стек коллегам пришлось добирать у нас.

Это же, наверное, весьма дорого – собирать такую базу, чтобы всего хватало.

– Это бизнес, как и любой другой. Никто же не говорит, что все покупается разом. Годами, потихонечку. Есть планы стратегические и инвестиционные. Например, летом мы понимаем, какие нам нужны инвестиции на зиму.
Есть райдеры, которые я получаю не за день до концерта, а за несколько месяцев – это серьезные проекты. Поэтому у меня есть понимание, что мне понадобится в этом сезоне, чего мне не хватает. Это понимание складывается из приходящих райдеров и из того, чего мне не хватало в этом сезоне. Если я по какой-то позиции обращался к коллегам пару раз, то на третий раз я ее уже, наверное, куплю. Обычно так происходит.

Это такой приятный замкнутый круг. Хороший парк оборудования дает хорошие заказы, а хорошие заказы позволяют расширять парк оборудования.

Кто из музыкантов больше всего удивил?

– За последнее время —"Ария", как ни странно. Я никогда эту группу не слушал, она не вызывала никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. И вот этим летим мне довелось с ними поработать. В тот момент, когда они заиграли на сцене, я испытал что-то схожее с тем, что человек испытывает, когда слушает какую-то зарубежную песню. Он не понимает, о чем песня, потому что языка не знает, но ему она ему безумно нравится. Вот у меня возникло такое же ощущение на концерте группы "Ария".
Энергетика была такая бешеная, что я был правда поражен. А меня редко чем можно удивить в музыкальном плане.

А сам, кстати, играешь на чем-нибудь?

– Я – нет. Все задают мне этот вопрос. Но я не играю, я слушать люблю. Этому надо учиться серьезно, получать сначала базовое музыкальное образование. А я с этим немного опоздал. У меня высшее юридическое есть.

 


Читайте также