Нелли Закирова: О Гараняне, красавицах и фестивале "Царь-джаз"

В интервью "Афише ЮГА" вдова Георгия Гараняна Нелли Закирова рассказала о том, каким был Маэстро дома и на работе, чем сегодня занимается фонд его имени, а также о предстоящем фестивале "Царь-джаз" в Сочи.

Нелли, в этом году Вашему мужу и, одновременно, гениальному музыканту Георгию Гараняну исполнилось бы 80 лет. А каким он был в семье?

– Отвечать на этот вопрос одно удовольствие. В семье этот человек был так же гениален, как в музыке. Георгий сам говорил, что у него есть инстинкт заботы. И это выражалось абсолютно во всем. В том, как он готовил, например. Он говорил: "Я пойду готовить", а я отвечала: "А я – готовиться". А после ужина он мне говорил: "Ну, теперь твоя очередь". Так распределялись обязанности.
Когда мне звонили, он снимал трубку и говорил: "Секретарь госпожи Закировой слушает". На том конце провода терялись. Многие знали, кто мой муж. Когда мы возвращались откуда-то (с какого-то приема, со дня рождения, из театра), он снимал с меня пальто со словами: "Ты у меня была лучше всех". И это происходило каждый раз, независимо от числа красавиц, которых мы встретили за этот вечер.

Вы возглавляете Фонд Гараняна. Чем сейчас занимается эта организация?

– Фонд создал Георгий, помог ему глава Московского юридического общества Костя Саркисов. Собственно, Костя и спросил: "Георгий Арамович! А почему у Вас нет Вашего именного фонда?". Учредителями стали Георгий, Вероника Гаранян и я.

Первая и основная задача Фонда, сформулированная Георгием – популяризация джаза и классической музыки среди детей и молодежи. Георгия уже нет, а мы продолжаем популяризировать. Два фестиваля – "Играем джаз с Гараняном" и "Крошка Джаз" очень популярны в Москве.

"Играем.." проходит ежегодно в день студенчества – 25 января в Центре культуры "Меридиан", это зал-тысячник. Тем не менее, не все желающие могут попасть на фестиваль. В этом году без пяти семь ко мне подошла Алла Зеленецкая – директор Центра и спросила: "Вы можете начать ровно в семь? Тогда мы просто закроем двери, потому что очередь стоит до метро". И это несмотря на невероятный мороз, который стоял в тот день. Зарядил Георгий этот фестиваль своей энергетикой, поэтому фестиваль очень удачлив. Так и напрашивается: "Все, к чему прикасались его руки, превращалось в золото!".

Издательская работа также очень важна для Фонда. Про музыкальный бестселлер – учебник "Основы эстрадной и джазовой аранжировки" – все, наверное, знают. Еще мы издаем ноты. Издали "Балладу" Гараняна, "Фестивальный блюз". В течение, думаю, двух недель, выйдет сборник "Водоворот" – партитура и партии для джазового оркестра. Издает эти ноты – композицию Гараняна с легендарного диска "Концерт в Бомбее" ансамбля "Мелодия"– Национальный Фонд поддержки правообладателей. А наш Фонд в данном случае содействует.

Кроме того, мы издаем CD. В частности, Фонд издал "Джаз в смокингах" – знаменитые джазовые и классические композиции в аранжировках Георгия Гараняна и с его соло на саксофоне, в исполнении оркестра "Виртуозы Москвы", Дениса Мацуева.

Хотя наш Фонд – негосударственный, мы делаем много благ. Учебники, ноты дарим и библиотекам, и музыкальным вузам, и училищам.

У Гараняна ведь было 2 оркестра: Московский и Краснодарский. В чем отличие этих коллективов?

– Я сама как-то задала этот вопрос Георгию. Цитирую его ответ: "Краснодарский биг-бенд – это оркестр-машина. Очень слаженный, очень мощный. Московский биг-бенд – это оркестр солистов. Каждый музыкант оркестра может выйти и сыграть соло".

В Краснодарском биг-бенде Георгий довольно часто играл соло, а в московском он сразу раздал свои соло музыкантам. Во время концерта говорил: "Видите, какой у меня молодой оркестр, пришлось раздать все свои соло молодежи". Возглас из зала: "Да молодежь не может так, как Вы!".

Московский биг-бенд – это два в одном: джазовый оркестр и ансамбль "Мелодия", который, как известно, специализируется на исполнении советской музыки в джазовой обработке. Народ в восторге, когда "Мелодия" играет музыку Геннадия Гладкова из "Джентльменов удачи", Александра Зацепина из "Бриллиантовой руки" в аранжировках Георгия Гараняна.

Сейчас Московским биг-бендом руководит финский дирижер и тромбонист Антти Мартин Риссанен. Он говорит, что они играют джаз так, как будто Родину защищают. Как ни пытается внести финское спокойствие – ничего не выходит.
Московский биг-бенд Вы сможете послушать 20 сентября в Концертном зале "Фестивальный", а на Международном инвестиционном форуме "Сочи-2014" будет выступать ансамбль "Мелодия".

Оба оркестра были дороги Георгию. Даже я привязана к музыкантам, что уж говорить о нем. Он их очень любил. Старался, чтобы у них было много работы, потому что у них дети и семьи. В этом смысле Георгий следовал принципам Генри Форда.

А как вообще возникла идея создания бэнда в Краснодаре?

– Георгий много работал как солист и как участник малых составов (может быть, помните трио Гаранян-Крамер-Кузнецов, которое журналисты называли "Супертрио"), писал музыку для кино и театров, много чего делал, но оркестра в Москве в тот момент у него не было.

Московский биг-бенд с лучшими музыкантами Москвы, который успел выпустить лишь один CD "Рождение оркестра" (гениальный, кстати), лишился финансирования. И тогда Иосиф Давыдович Кобзон позвал Жору в Краснодар. Они встретились с руководителем "Премьеры" Леонардом Гатовым. Гатов, считавший, что без звезд культура провинциальна, предложил Георгию взять местный оркестр. Опять процитирую Георгия: "Представляешь, Краснодар джаза не знал, и в этом оркестре не было джазменов. А я очень горжусь тем, что я сделал джазовый оркестр, не заменив в нем ни одного музыканта". И Гатов меня за это благодарил.

Краснодарский биг-бенд родился под счастливой звездой. Во-первых, оркестру повезло с Гараняном. С ним все любили работать не только из-за его легкого характера, искрометного чувства юмора, но и благодаря его требовательности. Потому что знали, что результат будет отменный, школу оркестровой игры получат на всю жизнь.
Во-вторых, немногие джазовые оркестры России (а их на самом деле немало в нашей стране) могут похвастаться поддержкой губернатора. И то, что сам лично Александр Николаевич Ткачев выделяет этот оркестр, обеспечивает зарплатой, базой, концертным залом – это огромное счастье. Я очень рада за музыкантов.

Практически всех (кроме новичков) хорошо знаю, потому что провела с ними три месячных гастрольных тура на Тайване, ездила на другие гастроли, общалась в Москве, в концертных залах и у нас дома. Это отличный коллектив и он заслуживает самых лучших концертных площадок.

Недавно краснодарские музыканты сообщили о том, что готовится к выходу диск, записанный оркестром вместе с Гараняном. А почему он выходит только сейчас?

– Причина банальная: денег на издание никто не давал. Записать-записали, а выпустить – пороху не хватило. И интереса, очевидно, особого не было у распорядителей кредитов. Мне кажется, этот диск был записан в 2000-м году. За несколько месяцев до ухода из жизни Георгия мы приняли решение издать CDна свои деньги (мы так иногда делали, когда государство отказывало).

Когда Жоры не стало, я бросила силы на "Джаз в смокингах", а эта пленка ждала своего часа. Я ее достала зимой и решила проверить, жива она или нет. С джазовым продюсером, другом Георгия, известным издателем компании "Артбит" Колей Богайчуком мы поехали на Мосфильм. Было принято решение, во избежание потерь (на случай, если пленка посыпется), сразу нажать на кнопку "Запись". И – о, чудо! – эта пленка цела. В хорошем состоянии. Николай привлек солистов Данилина и Кузнецова, которых указал Георгий, и они записали соло.

Жалко, конечно, что Георгию не удалось довести эту работу до конца. Собственно, последнюю точку в работе над диском "Джаз в смокингах" (сведение звука) – Георгий тоже не успел поставить. Мы уезжали в Краснодар, откуда я приехала уже без Георгия и он мне сказал: "Когда мы вернемся в Москву, я поживу в студии, сведу звук". Но не судьба. Доделали другие. Хотя все знают, что звукорежиссером Георгий был отличным.

Фестиваль "Царь-джаз" во второй раз проводится в Сочи в рамках Международного инвестиционного форума, став своеобразной музыкальная "визитной карточкой" России. Как Вам удается держать такой уровень?

– Секретов нет. Я просто ориентируюсь на отменный вкус Георгия, который считал, что на сцену музыканты выходят не самовыражаться, а доставлять радость публике. Он ведь давно задумал такой фестиваль. И концепцию очень подробную написал.

Он, кстати, отличный фестиваль делал здесь, в Краснодаре – "Кубань-Джаз". И название отличное. Кубань не использует этот красивый брэнд, но еще не вечер, может быть, "Кубань-Джаз" возродится. Ведь мы прекрасно знаем, что все зависит от частной инициативы.

Что касается уровня, все, что имеет отношение к Георгию, должно быть самого высокого качества. Он был перфекционистом, и мы не имеем права снижать планку. У нас на "Царь-джазе" отличные артисты – из Италии, Швеции, Америки, Германии, Финляндии и, конечно же, России. Надеюсь, мне хватит вкуса и сил, чтобы наш фестиваль был достоин имени Джазового царя – Георгия Гараняна. Во всяком случае, в 2013 году даже билетеры концертного зала говорили, что "Фестивальный" давно такого не видел.

Смотрите также

Руководитель Московского биг-бенда Гараняна: О "Царь-джазе" и царях джаза (интервью)

80-летие Георгия Гараняна: And all that jazz… (статья)


Читайте также