Велодорожки в Краснодаре: мнение велосипедистов

Тема создания велодорожек в Краснодаре обсуждается настолько давно, что, кажется, уже надоела даже самим велосипедистам. Положительного эффекта, впрочем, пока не наблюдается.

История вопроса

В июне 2011 года про нужды велодвижения краснодарские блогеры поговорили на встрече с мэром города Владимиром Евлановым. В августе того же года глава столицы Кубани пообещал проложить велодорожки и оборудовать велостоянки. Тогда же было дано распоряжение о создании 20-километрового веломаршрута с истинно советским названием "Молодежный" (от ТРЦ "Красная площадь" до улицы Красная и обратно).
К октябрю речь шла о создании 10-километрой велодорожки от Ейской трассы через ул. Российскую и 40 лет Победы до Восточно-Кругликовского микрорайона, а также велотрассы между "Городским садом" и парком им. 30-летия Победы и в парке "Солнечный остров".

В октябре 2012 года В. Евланов провел совещание по развитию велосипедной инфраструктуры, на котором была анонсирована велосипедная дорожка на западном въезде в Краснодар со стороны станицы Елизаветинской. Кроме того, сообщалось, что дорожки предусмотрены при строительстве и реконструкции улиц Восточно-Кругликовской, Черкасской, Зиповской, им. Байбакова и Ростовского шоссе, а также при проведении берегоукрепительных работ и строительстве набережных в Комсомольском микрорайоне.

В марте 2013 года прошло заседание межведомственной рабочей группы по вопросам развития велосипедной инфраструктуры города. На нем снова пообещали все вышеперечисленное, а также объявили о существовании трехступенчатого плана по решению проблемы.

В апреле 2014 года выяснилось, что общая протяженность велодорожек в Краснодаре составляет порядка 14 км. Заодно начальник Управления по организации дорожного движения Михаил Жарков снова рассказал о проработке веломаршрутов по ул. Зиповской, Карякина, Байбакова и Восточно-Кругликовской.

В мае было объявлено, что мэрия планирует создать велосипедные дорожки на 13 городских улицах, увеличив протяженность официальных веломаршрутов до 50 км.
В частности, были анонсированы велодорожка на ул. Красной; продление до Ботанического сада и "Немецкой деревни" существующего маршрута Городской сад – Тургеневский мост; полосы для движения велосипедов на ул. Тургенева, Зиповской, Котлярова и Восточно-Кругликовской.

В июне изумленные жители столицы Кубани увидели велодорожку на центральной улице города. От ул. Буденного до Советской она шла прямо посередине бульвара, оставив пешеходам лишь две узкие полосы справа и слева. После поднявшегося справедливого возмущения мэр Краснодара признал, что идея была реализована "далеко не лучшим образом", и пообещал все переделать.

Итогом всего этого стало постановление о разработке "Поэтапного плана мероприятий по организации велосипедных дорожек на улично-дорожной сети города". Странная разметка на Красной осталась, однако за хождение по велодорожке пока пообещали не штрафовать.

Прямая речь

"Афиша ЮГА" поинтересовалась у активных участников велодвижения их мнением по поводу велодорожек в Краснодаре.

Ольга Станина, блогер:

– Велодорожки Краснодару нужны. Если город не хочет сидеть в пробках, необходимо развивать велосипедную инфраструктуру – прежде всего, это должны быть качественные и длинные веломаршруты, которые соединяют все районы города (например, Гидрострой с Фестивальным и т.д.).

Неправильно прокладывать велодорожки только в парках. Сейчас велосипед уже перерос из средства развлечения в средство передвижения по городу, и полноценные велодорожки нужны на проезжей части.
Но мало просто начертить велодорожку. Необходимо обезопасить ее от машин выделенной полосой или даже специальным бордюром. Именно такие безопасные велосипедные маршруты повысят желание пешеходов и автомобилистов пересесть на велосипеды.

Константин Трудик, координатор Общественного движения "ВелоКраснодар":

– Мы верим, что велосипед (помимо развлекательной функции) приобретет в Краснодаре статус полноценного городского транспорта и станет хорошей альтернативой автомобилю и автобусу, позволяя людям самостоятельно и эффективно передвигаться по городу.

Мировой опыт показывает, что добиться решения транспортных проблем можно лишь с помощью обустроенной и развитой сети велосипедных дорожек. И Краснодар с его мягким климатом просто обязан войти в ряд лучших велосипедных городов не только нашей страны, но и мира.

Последние изменения в дорожном законодательстве позволяют делать очень гибкие варианты протяженных веломаршрутов по проезжей части с переходами на тротуар в проблемных зонах. Узкие же места на тротуарах можно обойти по проезжей части, максимально обезопасив их на первое время резиновыми сигнальными столбиками.
Нужна лишь полоса шириной 1,5 метра на проезжей части или тротуаре – это не так много для эффективной системы городского транспорта, которая в наших условиях может стать всенародной.

По нашим подсчетам, количество велосипедов в городе уже превысило количество автомобилей. Сейчас сотни тысяч велосипедов ждут своего часа в кладовках и на балконах, т.к. люди бояться лихачей на дорогах и не хотят мешать пешеходам на тротуарах. Велодорожки позволят им передвигаться комфортно, законно и безопасно, а главное – предсказуемо для других участников движения.

Если будут введены в эксплуатацию базовые велодорожки, то велосипед легко и быстро станет полноценным транспортом. Воздух в Краснодаре станет чище, люди – здоровее и счастливее, а бизнес получит стимул для развития за счет уменьшения автомобильной загрузки.

Мы верим, что эффект от велодорожек будет максимальным, а менталитет всего за несколько лет перестроится вслед за позитивными изменениями. Об этом говорит опыт десятков велосипедных городов мира – значит, сможем и мы.

Константин Родчанин, владелец SMM-агентства "Родчанин и партнеры":

– Велосипед – это важно и нужно, даже с учетом того, что у нас в городе узкие дороги, жарко, в офисах нет душевых, а на дорогах отсутствует культура вождения.

Но развивать тему нужно комплексно. Если тайно ночью прочертить две белые полоски по тротуару и воткнуть гигантские знаки, то это не решит заявленных проблем. Я за то, чтобы был подготовлен грамотный проект с привлечением урбанистов, активных горожан и зарубежных специалистов.

Это может быть долго и дорого. Но лучше один раз умно потратить деньги, чем бросать их на ветер неэффективных решений, которые отменяются под давлением общественности на следующий же день.

Меня как горожанина искренне удивляет суперспособность муниципальных властей воплощать новые концепции в стиле "рублю с плеча", без должной экспертизы и просчета своих действий хотя бы на один шаг вперед. А для сделанного на ул. Красной лучше всего подойдет древнее и побитое молью слово "вредительство", потому что никакими рациональными способами такие решения объяснить нельзя.

Илья Фейгенов, организатор "Велозаезда в стиле ретро":

– Велодорожка на отрезке от улицы Советской до Буденного – это вполне рабочий вариант, похожее решение я видел в Хельсинки.
А то, что мэрия нарисовала от ул. Буденного и далее к "Авроре" – это очень спорное и лишенное логики решение: велодорожка шире, чем пешеходная зона и расположена посередине улицы, что мешает нормально передвигаться пешеходам.

Я считаю, что нашим чиновникам не хватает дальнозоркости и стратегии. Если задать вопросы: "Зачем?", "Что в итоге?", "Чего хотите добиться?", "Как повлияет?", то мы получим лишь ответ: "В городе много велосипедистов, вопрос назрел, вот его решение". И нет аналитики, нет желания сделать что-либо для людей, а не для галочки.

Власти Краснодара берут не самый удачный опыт Сочи и Москвы, которому всего 1-2 года. И не используют лучший опыт многочисленных стран, где все уже придумано, реализовано и описано в научных статьях. Этими проблемами успешно занимается целая наука – урбанистика, которая изучает в т.ч. естественные и не очень аспекты поведения людей и влияние на них окружающей действительности.

Григорий Корнев, координатор общественного движения "Городские Решения":

– Велодорожки нужны любому городу. Велосипед – это не только развлечение или спорт, это транспорт, способный быть альтернативой на коротких и средних по протяженности маршрутах.
К тому же, он позволяет видеть свой город – за счет небольшой скорости перемещения и меньшей степени необходимой концентрации. Поездка за рулем автомобиля сужает ваш мир до отдельных локаций в точке старта и точке финиша. Велосипедная и пешеходная инфраструктура возвращает вам город, в котором вы жили в детстве.

Собственно, проблема существенно шире, чем простое создание велосипедных дорожек. Городу нужно разнообразие возможностей перемещения. Не исключительно автомобиль как единственный способ добраться из одного района в другой, а множество других вариантов. Вплоть до сумасшедшей возможности нормально дойти пешком из Юбилейного микрорайона на Комсомольский. Понятно, что весь этот маршрут вряд ли кто-то будет проходить, но отдельными его участками будут пользоваться. А сейчас в Краснодаре порваны многие существовавшие ранее связи и не создаются новые.

Велосипедный маршрут по Красной – хорошее начинание в решении этой проблемы, но с пострадавшей реализацией. Собственно, мы были одними из тех, кто инициировал этот проект. Предложение, которое мы первоначально направляли в мэрию, заключалось в прокладке отдельной велодорожки в стороне от пешеходных и автомобильных потоков. Мы предварительно проработали трассу с минимумом пересечений и конфликтных ситуаций с другими участниками движения.
Понятно, что эту трассу потом проектировщики должны уточнять. Создание такой велодорожки – занятие небыстрое и непростое, это серьезное инженерное сооружение, с тендером, изысканиями, проектом… Но это все равно надо делать.

Велодорожка в созданном варианте нам, конечно же, не нравится, т.к. сильно ущемляет пешеходов в узкой части бульвара. Но "Городские решения" находят в сложившейся ситуации и плюсы: мы рассчитываем, что с учетом полученной обратной связи администрация изыщет средства и запустит проектирование полноценной велодорожки гораздо быстрее. На ошибках учатся. Надеемся, учиться мэрия умеет быстро.


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале