"Моя четвертая персональная выставка" Юлии Капустян: вам никто не должен

Открытие выставки-инсталляции Юлии Капустян состоялось 12 июня в Краснодаре в краснодарской галерее "Лестница". Обычно рецензии на выставки современного искусства пишет сама Юлия, однако в этот раз о "Моей четвертой персональной выставке" размышляет фотохудожник Елена Суховеева.

Большинство приходящих на выставку зрителей ждут от нее именно "встречи с искусством". Кто с прекрасным, кто с провокационным, кто с депрессивным, а кто-то с социальным. Все заблаговременно настроены восхищаться, что-то открывать для себя или просто уходить разочарованными (чтобы потом был повод поведать о своем разочаровании городу и миру).

Но можно создавать не само событие, а его восприятие. А идеальным зрительским восприятием, с точки зрения автора, может быть непонимание, раздражение… Я думаю, в своей "Четвертой персональной выставке" Юлия Капустян добилась именно этого, и большая часть зрителей ушла именно с таким чувством.

Что сделала Юля? С помощью перегородок она разделила помещение "Лестницы" надвое. В первом зале висела афиша, рекламирующая ее следующую выставку, рядом на подиуме лежали небольшие подписанные слепки. На стене в деревянной рамке висел исписанный лист дневника – вероятно, иллюстрирующий некий исследовательский проект. Текст читался с трудом. В следующем зале – красная растяжка с текстом "В следующий раз у меня все обязательно" (очевидно, реплика на заявленную в релизе "Манифестацию", своего рода обещание).

Как ни странно это прозвучит для многих, но в своей работе Юля нашла пространства Свободы и несогласованности. Неподчиненности системе. Скорее, даже иронии над самой.

Она не побоялась иронии над системой искусства, в последнее время ставшей такой предсказуемой, и недовольства зрителей. Быть клоуном на арене, скорее, удел мужчины, а здесь выступает юная женщина, которая открыто "показывает язык" публике. Она играет по правилам, продиктованным институциями – создает некую инсталляцию, повествующую о том, что автор старается изо всех сил соответствовать заданной стратегии: постоянно открывать выставки, непомерно много работать, все время находиться в медийном и тусовочном поле и всеми силами биться за рейтинги и награды.
Но все в этой инсталляции – сплошная игра, балансирующая между смехом и искренностью. Начиная со входа, где нас сбивают с толку плакатом-афишей "Пятой персональной выставки Юлии Капустян" и только небольшая строчка вверху разъясняет интригу – экспозиция обещана в ноябре.

Стена, преграждающая проход в галерею, также работает на смысл – невозможно толком попасть на выставку. Стена зонирует помещение галереи на два пространства. В первой части мы как бы прикасаемся к процессу ее творчества и читаем ее дневник художника, во второй – висит красная растяжка с обещанием новой выставки.

Красная растяжка, красный флаг – все это символы борьбы за освобождение. Этот флаг и становится носителем незаконченной фразы-обещания о том, что в будущем зритель все-таки увидит нечто, что его обрадует. Но автор непредсказуем, и ее стратегия может привести нас в новую игру-ловушку.

Ведь искусство и должно жить на этих хрупких гранях между искусством и не-искусством, иронией и искренностью. Чем-то, что в начале может быть совершенно не понято, но при этом быть таким живым и задающим нужные сейчас вопросы.

Комментарий Юлии Капустян:

Я часто вспоминаю цитату итальянского художника Пьеро Мандзони: "Если коллекционеры хотят получить что-то, во что художник действительно вложил всего себя, то пускай они получают дерьмо – оно на 100% его личное".

Но я не о коллекционерах… Краснодарский зритель пресытился открытиями и вернисажами. В нашем городе выставки популярны всего один день – всем нравится "тусить". А вот потом заходят на них единицы, хотя "читать" экспозиции куда удобнее после открытия...

В топе претензий у зрителя – "некрасиво", "неостроумно", "некачественно", "несложно". А должен ли художник обслуживать именно зрителя? Я считаю, что нет. Не на четвертой выставке – точно. Может быть, на пятой, которая уже запланирована.

Пиво в полуторалитровых бутылках вместо как бы уточненного шампанского и рэп экстравагантного Александра Чурсина вместо шаблонного лаунджа или плохого джаза из пластмассовых колонок? Как жалко и неуютно вдруг выпасть из привычного шаблона, правда?

Но если зритель пришел смотреть именно искусство, то разве может его смутить несоответствие музыкального оформления или выбора напитков его собственным клише? И разве автор обязан им следовать?

В целом, считаю, что проект удался, шлю пламенный привет моему любимому зрителю и даже не буду еще раз цитировать Мандзони.

Смотрите также:

Выставка Юлии Капустян в "Лестнице"


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале