В гостях у художников: Костя Ре и Настя Зуева

"Афиша ЮГА" продолжает проект "В гостях у художника", в рамках которого мы общаемся с краснодарскими живописцами, графиками, скульпторами и прочими творческими людьми прямо в их мастерских.

Константин Ре и Анастасия Зуева (также известные как Костя и Настя) – владельцы несколько студий. Так, в своем гараже Костя делает уникальные светильники и реставрирует мотоциклы, а в квартире они оба занимаются дизайном и живописью акварелью. Кроме того, у них имеется багетная мастерская на ул.40 лет Победы, где Настя пишет маслом, и закрытый для посторонних багетный цех на ЗИПе. А еще есть мастерская на даче. И везде им хорошо, и везде дом.

"Афиша ЮГА" побывала в двух из мастерских, побеседовав с Костей-Настей о коллекции умений, о принципе "делай добро и бросай его в воду" и о свадебном троллинге.

Что для вас значит мастерская?

Костя: Для меня мастерская – это одно из самых главных мест на Земле. Мне бы хотелось, чтобы мой дом состоял на 90% из мастерской, а остальные 10% уходили бы на спальню, кухню и все остальное.
В большинстве домов и квартир комнаты созданы по физиологическим потребностям: спальня – чтобы спать, кухня – чтобы готовить, гостиная – чтобы принимать гостей. А комнат для жизни, духовных таких комнат, зачастую нет. Максимум – кабинет, библиотека с большим столом и мягким креслом.
У меня при входе в такой дом сразу возникает вопрос: "А где же вы живете, время проводите?". Часто говорят: "Ну, вот тут на диване, телевизор смотрим". Меня это расстраивает, так как в моем представлении это должна быть большая комната с огромным столом, за которым человек бы что-то делал. Неважно что, просто чтобы что-то производил. Я к себе в дом и мольберт бы затащил, и сцену бы поставил, и диджейскую какую-нибудь стойку...

Настя: И мотоцикл посередине как элемент декора... (улыбается)

К: – Я много чем увлекаюсь: вот с Настей играем на барабанах и гитаре, рисуем, я занимаюсь мотоциклами. И в мире так много всего, что хотелось бы познать и сделать, и все хочется тащить в дом. Для этого, конечно, должна быть мастерская, где всем этим можно заниматься.

Вас можно назвать арт-группой?

К: – Ага, Костя-Настя.

Как появился ваш дуэт?

К: – Мы с Настей знакомы с 7 лет. Наши пути долго шли параллельно: сначала учились вместе в художке, потом в университете – на разных курсах, но по одной специальности "Графический дизайн"... А недавно мы встретились как старые знакомые и подружились.

Н: – Да мы практически все сразу поняли. Проговорили двое суток и поняли, что мы сделаны на одном заводике. Вот даже ноги у нас одинаковые. (показывает)

А в арт-группу как объединились?

К: – Я с учебы занимался только графическим дизайном. Но в какой-то момент мне жутко захотелось порисовать красками. Я так увлекся, что вскоре на моем столе уже лежала целая стопка мятых бумажечек. У Насти до этого была выставочная практика, поэтому она эти мятые листочки превратила в работы и организовала нашу первую выставку "Шлюхи". Тогда почему-то пришло невероятное количество людей и всем понравилось. Тогда я и решил, что стану художником. (смеется)

Настя, расскажи подробнее об опыте организации выставок. Не все знают об этой стороне твоей деятельности...

Н: – Я ее не афиширую особо, так как это больше такая помощь другим людям. У меня неплохо получается организовывать...

К: – Да она организационный гений!

Н: – Ко мне обращались люди, и я организовывала галереи, в которых присутствовали багетные мастерские, выставочная площадка, продажа картин...
Несколько лет я назад провела на Зиповской, 5 "Рождественскую ярмарку", на которую приехали более 70 художников из Анапы и Геленджика, Ростова и Ставрополя. Это была моя попытка создать некий аналог московского арт-салона. Меня никто не поддержал в этом начинании, я вложила в него кучу своих средств и подготовила выставку за месяц. Помню, приехавшие потом художники старого поколения с трепетом говорили, что именно так и начинался арт-манеж в Москве.

Мне хотелось показать, что в Краснодаре можно такое сделать, а потом продать это как идею для бизнеса. Но, к сожалению, никаких сделок не состоялось. Народ на тот момент не понимал, как на этом можно заработать, из чего складывается стоимость работ, почему листик бумаги стоит столько же денег, сколько их машина и т.д.
Если бы я провела нечто подобное сейчас, то идею, скорее всего, подхватили бы очень быстро. Но на тот момент это осталось незамеченным и неосвещенным, люди были не готовы.

Сейчас продолжаешь заниматься организацией выставок?

Н: – Теперь только для себя, точнее – для Костика. Когда мы с ним познакомились, мне стало обидно, что его никто не знает, хотя он чуть ли не полгорода сделал. У него были отличные объекты, но он просто сидел скромненько в своей комнатке и просто творил... У него с друзьями даже философия была такая: не нужно ни кичиться, если ты самодостаточный человек, то тебе и одному хорошо. Он совсем не отмечал свои дни рождения, считая, что, если ты важен для другого, то внимание будет каждодневным, а не только в праздники. Подарки принципиально не дарились...

Т.е. можно дарить в любой другой день, но не в праздник?

Н: – Да, это считалось, как нечто номинальное, чем можно отмазаться от другого человека, если ты уже обязан уделить ему внимание. А так они с друзьями делали друг другу приятные вещи буквально каждый день. Так получилось, что выставка "Шлюхи" в "Еже" открылась в его день рождения. Тогда для него было шоком, что к нему пришло столько людей.

Наверное, жизни должен был появиться такой человек, который покажет его миру...

Н: – Да. Тогда все прошло на уровне, всем все понравилось. И тогда мы решили двигаться в этом направлении и дальше.

Почему вы для выставки выбрали питейное заведение?

К: – Мы изначально решили, что никогда не будем выставляться на традиционных площадках. На такие выставки ходят обычно только художники, журналисты и критики, а людей, которые могли бы посмотреть работы и приобрести их, почти нет. Поэтому мы решили, что будем выставляться в других местах: в барах и ресторанах, там где реально бывают обычные люди... Пошли напрямую в массы.

А тематику почему такую взяли?

К: – Когда я купил краски и принес их домой, я задумался, что же мне нарисовать. Ведь это должно быть то, что тебе должно нравиться, ты должен это любить и знать. Я долго думал над этим: пейзажи, природу я не люблю, даже на море не люблю ездить... Тогда я начал рисовать женские портреты.

Н: – Он меня рисовал.

К: – И тебя в том числе.

Н: – Нет, сначала меня!

К: – Да, сначала тебя. Потом я рисовал женщин, которых знаю или знал раньше. И в один прекрасный момент Насте все это не нравилось и она говорит: "Когда же ты перестанешь рисовать своих шлюх?".

Н: – Нет, все не так было! Теперь моя версия! Я спрашиваю:"Кто это?". Он называет имена, а кто – не рассказывает. Я полезла в "ВКонтакте" и нашла все эти имена и фотографии, откуда это было нарисовано. Так я познакомилась со всеми его бывшими девушками и сказала: "Когда ты перестанешь рисовать своих шлюх?". Костя все свел в шутку и сказал, что так и назовем выставку. Так и назвали.

К: – Одной из идей выставки было рассуждение о том, где грань между порнографией и искусством, где заканчивается одно и начинается другое. Если ты фотографируешь голую женщину на телефон – это будет домашнее порно, если сфотографируешь в студии с хорошим освещением на зеркальную камеру, то это будет уже художественное "ню", а если нарисуешь красками – это уже будет произведение искусства, живопись. А объект ведь один и тот же. Выставка "Шлюхи" была рассуждением на эту тему.

Н: – Хотя мы взяли довольно скандальное название, сама выставка была приличная, люди даже семьями приходили.

Не могу не спросить про портрет Саши Грей...

К: – Да, мы ей портрет подарили, когда она в Краснодар приезжала. Наш друг Тимур Халилов на тот момент работал в пресс-центре "Комсомольской правды" и устраивал пресс-конференции с различными звездами, которые посещали наш город. Как-то ему пришла в голову идея дарить оригинальные подарки всем гостям. Тогда мы и решили, что будем делать их акварельные портреты. Причем мы их делали по несколько штук, на выбор. В итоге у нас собралась уже такая серия портретов звезд с их автографами.

Понравилась ей картина?

К: – Нам все говорят, что понравилось. Вот, например, с Полиной Гагариной мы еще потом встречались, она сказала, что повесила картину себе на стену.
У Zombie Boy тоже на лице было написано, что ему очень понравилось. Сказал, что подарит эту работу своей маме, потому что Костик упустил очень много деталей, и он там еще более-менее живой.

Также не могу не задать банальный вопрос про творческие планы.

К: – Я понял, что планирование – это очень неблагодарное дело и повод для расстройства. Когда ты начинаешь чем-то заниматься, то никогда не знаешь, чем это обернется и чем закончится. Когда я принес краски и начал рисовать, я понятия не имел, что это закончится тем, что будет выставка, вторая, третья... Тут самое главное – что-то делать. Неважно что. Если ты что-то делаешь, постоянно и с душой, то это в итоге может обернуться такими невероятными вещами, которые ты даже не способен запланировать, и они превзойдут все твои ожидания.

Н: – А я скажу таК: – хочется продолжать в том же духе, но не хочется делать фигню. Мы попытались один раз сделать заказную выставку для итальянского ресторана. Они поняли, что таким образом можно пропиариться и привлечь к себе новую клиентуру. Так в итоге и произошло, но выставка была ни о чем. Хоть она была качественно сделана, мною была даже придумана новая техника... Хотя она может быть кому-то тоже известна, но я ее обнаружила случайно: я объединила фломастеры и воду, что в итоге дало необычный эффект, акварельно-графичный. Я сделала выставку в этой технике и больше к ней не возвращалась.

Кстати, будем раскрывать секрет? (обращаясь к Косте)
К: – Давай.

Н: – Специально для ЮГА.ру. Когда мы договорились о проведении выставки, изначально была выбрана одна дата, однако потом ее перенесли на более позднее число. И так совпало, что мы подали заявление на регистрацию на этот же день. Так что все наши друзья побывали на нашей свадьбе, даже об этом не подозревая.

К: – И друзья до сих пор не знают об этом. Но был праздник, было шампанское рекой, причем за счет заведения. (смеется)

Н: – Это великий троллинг свадебных мероприятий, на которые выкидывают миллионы. Мы же потратили 2 500 рублей на рамки. (смеется) Был и фотограф с "Геометрии" с огромным количеством свадебных фотографий, которые потом еще и печатались в журналах.

К: – Просто у Насти было белое платье, даже без намека – и все. Вот так нам этот день и запомнился.

Это же прекрасно! А друзья знают?

Н: – А мы не хотели афишировать опять же из той философии, что те, кто общается с нами каждый день, они нас любят каждый день и придут в любом случае на наше мероприятие. Радоваться по расписанию как-то неправильно.

К: – Я насчет планов еще хочу вернуться. Мы сейчас на лето хотим пойти в школу рока: Настя – а подучиться на барабанах, а я – на гитаре. И мы не знаем, чем это закончится.

Н: – Счастливый человек – это тот, кто работает, занимаясь своим любимым делом. Нам очень повезло. Некоторые люди до 40 лет не знают, чем бы они хотели по жизни заниматься, и работают, не понимая, что они делают. Я знала с 4 лет, что я буду художником. Я помню, что конкретно в этом возрасте я знала, что я буду делать.

К: – Я тоже попросил маму, чтобы она записала меня в художественную школу, хотя я не знал ни одного художника лично и чем они толком занимаются.

А родители не занимались ничем творческим? Чаще всего рождаются в династиях.

Н: – Нет, они в таких семьях художниками становятся, а мы рождаемся. (смеется) Я всегда рассказываю по поводу увлечений: Костя с друзьями меня поразили тем, что они собирали умения. Другие собирают марки, предметы искусства, коллекции какие-то, а они собирают умения. Они какой-то промежуток времени не видятся, потом встречаются и каждый рассказывает, чему он научился. Таким образом, Костя научился прекрасно играть на гитаре и на барабанах, хотя у него нет музыкального образования, он реставрирует мотоциклы, делает вещи своими руками, стал рисовать. Фотографом еще был...

К: – Да, пока у меня не украли всю фототехнику.

Н: – Он был одним из первых клубных фотографов, когда не было еще "Геометрии".

К: – Я работал в "Небесах" внештатных фотографом и делал фотоотчеты событий для их сайта. Им это очень помогало.

Настя, а роспись маек – это тоже увлечение? Или что-то бизнес?

Н: – Скорее, развлечение. Я совершенно не ожидала, что мне посыпятся заказы. В соседней комнате на кровати лежит огромная гора маек, которые мне принесли под роспись. Несмотря на то, что они стоят, как картина, их все равно раскупают. Мне наши друзья-дизайнеры одежды стали говорить в шутку, что я теперь их конкурентка. (смеется) Но я совершенно не хочу заниматься дизайном одежды, не лезу в это.

К: – Говорят, что все самые успешные проекты, как правило, побочные. Никогда нельзя давить на человека за то, что он занимается "чепухой". Эта "чепуха" может стать успешным делом, если он не побоится бросить, например, офисную работу и вплотную отдаться своему увлечению.

Н: – Мы никогда не ставим друг другу палки в колеса. У нас никогда в семье не прозвучит: "Быстро выходи из своего гаража". Мы поддерживаем все начинания, потому что мы верим в процесс, который, если он идет изнутри, должен привести к результату. И результат будет всегда хорошим, потому что мы в это верим! (смеется)

Мы поговорили про Костю-художника, но как-то забыли про Костю-дизайнера...

Н: – В этом плане я им так горжусь! С этого надо было начинать.

К: – У нас с братом в определенный момент появилась страсть к компьютерам. Это было еще до появления платформы PC. Тогда были Sinclair, которые мы с ним паяли сами из деталей с радио-рынка.
На стыке компьютеров и художественности как раз и стоит компьютерная графика, которая мне была очень интересна. Я узнал, что в нашей Художественно-промышленной академии была специальность "Графический дизайн" – самое близкое к компьютерам, что может быть из всех отделений.
Вся моя семья работала в типографии, я тоже по специальности начал работать еще в школе, и компьютер у нас дома был. Я ходил к папе на работу и уже знал дизайнерские пакеты Corel пятой или шестой версии. В итоге, когда я дорвался до компьютерного класса в университете, то знал уже больше преподавателей. И на четвертом курсе я уже преподавал предмет "Полиграфическое оборудование", который некому было читать. Там же мы с Максимом Хижняковым читали лекции по современному искусству.

Все университетские годы я активно работал, чтобы оплачивать обучение на коммерческом отделении, и у меня уже сложилась наработанная клиентура. Когда я закончил университет, мне уже не пришлось устраиваться на работу, искать что-то и менять свою жизнь.

Все так естественно шло...

К: – Да, естественным путем. Я ни в чем себе не отказывал, а в конце года у меня всегда появлялись какие-то деньги, чтобы заплатить за следующий год обучения. Всегда подворачивалась какая-то большая работа. Судьба всегда сталкивала меня с такими деятельными людьми, которые меня куда-то подтягивали.

Настя говорила, что сейчас в твоих вывесках почти полгорода...

К: – Я делал табрисовское "Т-кафе", ресторан "Духан", "Бульвар" на Герцена и Гагарина, "Артефакт" на Гоголя, Beef Paf на "Авроре". Весь фирменный стиль, вся полиграфия, вывески, шрифты...

Я читала про логотип Bikepost, который ты считаешь своей лучшей работой...

К: – Это невероятная история – из той же серии, что не знаешь, чем закончится.
Я являюсь большим фанатом итальянской марки мотоциклов Ducati. Это двухколесный Ferrari: такой же красный, культовый и с большой гоночной историей. У него в техническом плане куча особенностей. Взять хотя бы звук. Существует звук Harley Davidson, звук Ducati и звук всех остальных мотоциклов.

В какой-то момент я купил себе мотоцикл, начал его реставрировать и зарегистрировался на форуме Bikepost, это сайт номер один по мото-тематике. Вскоре я подружился с человеком, который этот сайт делает, и предложил ему сделать логотип для сайта. В итоге после долгих исканий я нашел идею. Настолько шедевральную, что даже сам этого не осознал, пока друг Олег не ткнул меня носом. Я вписал буквы B и P в мотоциклетную цепь – вернее, в одно звено. Оно и стало символом, раскрывающим суть мото-блога и мото-братства.

Н: – Он объединил звенья цепи. Каждый мотоциклист – это звено одной цепи, который крутит механизм. Лучше не придумаешь! Все знали, что он влюблен в Ducati.

К: – О Ducati я писал много всяческих фактов... В один момент у меня случается день рождения, появляется пост с поздравлениями. Один человек выдвигает инициативу: "Давайте скинемся Костику на Ducati по 15 долларов". Я ответил: "Ребята, большое спасибо, очень приятно, дайте помечтать, мечта должна быть мечтой". И пошел по своим делам.
Уже посреди ночи раздается звонок от хозяина Bikepost: "Срочно заходи на сайт". Я захожу и вижу, что там висит фотография такого мотоцикла, о каком я мечтал, только лучше, новее и мощнее. И подпись от некоего человека из Петербурга Алеши :"Костя, с днем рождения! Прими в дар. Стоит у меня ненужный, не вздумай отказываться".

Н: – Это из той серии, что нужно делать то, что ты любишь, и смотреть, чем это обернется. У нас это работает безотказно. Мы так и живем всю жизнь. Помнишь, как в мультике: "Делай добро и бросай его в воду". Не думай, к чему это приведет, а занимайся любимым делом. Это самое главное.

К: – Теперь этот мотоцикл для меня – это памятник того, что чудеса случаются. Я в тот момент понял, что я про людей не знаю ничего.

А вот эти светильники с лампочками – твое новое увлечение?

К: – Светильники с лампочками... Я люблю сигары, и как-то мне захотелось камин. Но камин в доме не поставишь, и мы сделали фальш-камин. Потом я решил сделать настольный светильник из сигарной коробки, ведь так гораздо лучше сидеть.

Н: – Костя говорит, что он сидит и грустит. Но это не так.

К: – Наоборот, это компаньон и собеседник, ты с ним ведешь внутренний диалог. Люди, которые у нас их купили, говорят, что с включением этих светильников, в комнате появляется особая атмосфера. В нем есть душа.

Часто слышите критику в свой адрес?

Н: – Конечно! Наши самые близкие наши друзья нещадно нас критикуют, высказывают мнение.

К: – Тимур Халилов, например, критиковал выставку за то, что мы несем как художники.

Н: – Да, говорил, что у художников должна быть недостижимая, святая и великая миссия, а вы тут ударились в коммерцию и сделали заказную выставку.

Но мы-то пробуем, ни от чего не отказываемся. Вот Костя очень порядочный дизайнер в плане исполнения. Иногда люди идут на работу и месяцами делают одну простую задачу. Костя делает все вчера. Были такие моменты, когда он строительный каталог на 60 полос текста верстал за одну ночь. У него такая принципиальная позиция: "Я от работы никогда не отказываюсь". Нельзя отказываться от работы, если тебя просят. Ты должен это сделать, иначе в следующий раз к тебе работа не придет.

К: – Работа от тебя отвернется, человек не придет...

Н: – Если у него есть какое-то дело, то он сядет и сделает его, а потом уже займется всем остальным. Это даже не самодисциплина, это такая любовь к своему делу. Некоторые люди не понимают, как можно работать фрилансерами, а мы не понимаем, как люди на работе "работают" целыми днями. Они тянут время вечными перекурами, а жизнь проходит. Мы гораздо продуктивнее в том ритме, в котором живем.

Смотрите также:

В мастерской художников: Костя Ре и Настя Зуева (фоторепортаж)

В гостях у художников: Арт-группа Recycle


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале