"Ночь музеев": экзистенциальное путешествие по Краснодару

В ночь с 17 на 18 мая в Краснодаре (и во всем остальном мире) прошла Ночь Музеев. В столице Кубани она проводилась уже в девятый раз, став за эти году одним из самых популярных "народных гуляний" краснодарцев – наряду с Днем города и прочими патриархальными мероприятиями. Свои двери в этот вечер открывают немногочисленные музеи и галереи, на центральной улице стоят "живые скульптуры", танцуют сальсу, кружатся в "русском хороводе", манят боди-артом и озадачивают студенческими "показами мод". Пестрые компании целый вечер слоняются туда-сюда – от Пушкинской площади до Театральной, а потом обратно. 

Мой музейный "загул" начался в 19:00, и первым делом я двинулась в сторону Выставочного зала. Там меня поджидал Владимир Мигачев, пообещавший персональную экскурсию по экспозиции, а разве можно от такого отказаться? Добралась я относительно быстро – развернувшиеся кругом празднества не вызывали особого желания остановиться и поглазеть, а громкая музыка, меняющаяся через каждые 30-50 метров, только подгоняла. Запомнился только "русский хоровод" у сквера Жукова.

Наконец, свернув возле уличного оркестра Музыкального театра, я шагнула в открытые двери Выставочного зала. Владимир Михайлович был занят –делал фото экспозиции, поэтому решено было начать с инсталляции Михаила Смаглюка "Лес".

В зале Смаглюка был выключен свет, а большая часть помещения оказалась завешана полотнами из черной пленки, свисающей с потолка. На нее проецировалось черно-белое видео – проносящийся мимо лесной пейзаж. Смаглюк добился эффекта камерности: чистый вид экспозиции, монохромное видео, играющее тенями на пленочных столпах, легкий шелест, пение птиц и звуки леса.

Но это лишь одна часть инсталляции, вторая расположилась в углу зала. На полу Михаил разместил хитрую конструкцию: подсвеченный квадратный "бассейн" с низким бортом, на одной стороне которого крепился подвижный элемент – небольшая пластиковая лопасть, двигаясь, мягко тревожила воду. Рябь, создаваемая движением, играла бликами на стенах всего зала, мягко касалась шелестящих пластиковых колонн, выписывала на темных стенах плавающие узоры.
Над бассейном подвешена композиция – прикрепленные к легким пружинам лошадиные головы, сделанные из папье-маше. На конструкцию был направлен вентилятор, и лошади как будто "кивали".

На просьбу как-то прокомментировать работу Михаил только улыбнулся, развел руками и посоветовал "просто смотреть". И действительно – здесь нужно смотреть, слушать и не спешить. Впрочем, к экспозиции прилагалась концепция, от прочтения которой я отказалась.
После транса в "Лесу" Смаглюка я отправилась смотреть "Простуду" Мигачева. По периметру зала были развешены картины, в самом центре на полу лежал белый баннерный квадрат, который обрамляли объекты – композиции из 4-5 стволов, стоявших в жестяных ведрах и поднимавшихся под самый потолок. Связкой для ведер стала конструкция из деревянного бруса, которая служила своеобразной рамкой. Впечатляет.

Позже экспозиция стала центром перформанса "Сценическая фантазия – отсутствие белого". Белый квадрат превращался в черный, когда танцоры в темных костюмах, танцуя и кружась, постепенно заслоняли собой светлый экран баннера.

Почему же простуда? Все просто – во время монтажа выставки Владимир Михайлович простыл, да и несколько картин, представленных на выставке он писал, будучи приболевшим.

Мигачев Краснодару хорошо знаком, и краснодарцами горячо любим. На холстах в уже знакомой манере по-своему тяжелые, гипнотические пейзажи. Тяжелый слой гуаши, масла, песка, шпатлевки, сеток, соли и, конечно же, фирменная "мигачевская" манера. Не могу сказать, что все было "чисто", если сравнивать "Лес" и "Простуду", но по мне – чистоты не вышло именно из-за танцевального шоу.

В следующем зале царил хаос – "Воздух белого листа". Вот чего-чего, а воздуха там точно не было. В центре квадратом были поставлены столы, за которыми студентки краснодарских вузов обучали всех желающих всевозможным приемам ручной печати. На аттракцион был сумасшедший спрос – в зале стояли очереди.
Стены зала были полностью завешены работами разных форматов. Да, полностью. Почти без просветов. Удобно ли вот так смотреть графику? Нет. Я смогла увидеть только три работы, и то лишь потому, что в этом зале мне повстречался художник Серков, показавший свою графику и работу Яшина. Экспозиция была настолько хаотичной (тем более, после "Леса" и "Простуды"), что я поспешила отправиться дальше.

Очередной зал – выставка Романа Белоусова. Это вполне традиционная живопись, но тут на первом плане находится персона художника. Белоусов – человек с непростой судьбой, в искусстве он, скорее, как молодой и сильный спортсмен-паралимпиец.

После захода к Белоусову я вспомнила о пресс-релизе Выставочного зала и поняла, что пропустила выставку "Свет души". Она нашлась в проходе между залами, где были развешены работы участников курса арт-терапии – пейзажи, портреты, натюрморты, психоделические скетчи.
Странный контраст, странное соседство проектов, есть на что посмотреть – вот, в общих словах программа Выставочного зала на Ночь музеев.

Пунктом моей следующей остановки стала галерея "Лестница", в которой открывалась выставка Сергея Нагорного. Здесь собрался небольшой круг "своих": немногочисленные гости угощаются конфетами, пьют холодную минеральную воду и ей же разбавляют белое вино, а на чистых стенах – качественный "салон", отобранный Мариной Тевзадзе. Не могу сказать, что я любительница салонной живописи, но галерея "Лестница" – это одна из двух площадок, на которых мне комфортно в Ночь музеев.

В Художественном музее имени Коваленко я решила не подниматься на уже хорошо знакомую постоянную экспозицию, поспешив на супрематическую ярмарку. Уж очень многообещающим был анонс – тут тебе и проект "Образы авангарда. 20-30-е годы XX века", и фрагмент оперы "Победа над солнцем", флешмоб "Супрематическая композиция", и интерактивный проект "Образы супрематизма", и "Музей в годы Великой Отечественной войны", и выступление баяниста Дмитрия Кравчука…

На "Игры в классиков" стояла очередь, а рядом по ковровой дорожке гуляли девушки в костюмах супрематических фигур. Одной из них оказалась моя хорошая знакомая, рассказавшая, что на факультете им поручили дефилировать в костюмах "абстракционизма". Ну, абстракционизм, так абстракционизм.
Пока двигалась очередь, я немного позанималась стрит-артом – рядом с Художественным музеем растянули бумажное полотно, поставив под ним краску. Почему-то именно в этот момент я вспомнила выставку Джонатана Меезе на "Красном Октябре" и, не сдержавшись, размашисто написала "Dictature der Kunst", после чего погрузилась в "Игры в классиков".

Очень понравилась Джоконда с лампочками, работы-перефразы "Черного квадрата" от Сергея Таушанова. Но в чем же соль этой игры? Сопроводительный текст к выставке-конкурсу рассказывает, что каждый художник должен был сделать ремейк на уже известное произведение или предоставить готовую работу по теме. Многое из выставленного было остроумным, но сама идея конкурса показалось немного странной.

Поняв, что всю программу Ночи музеев мне не осилить, я уверенно двинулась в сторону культурного центра "Типография" – второму месту, где мне всегда комфортно. В отличие от других выставочных площадок, в КИСИ экспозиция меняется в среднем два раза в месяц. Возникает некоторая последовательность – я знаю, что каждый раз, на каждом из открытий меня не будут ждать смысловые или технические недоработки.
Вечером 17 мая в "Типографии" открылась выставка двух молодых живописцев Александра Кокса и Владимира Кухаря, которые незадолго до этого сами предложили культурному центру показать свои серии.

Кокс – в прошлом граффитист, вернувшийся в Краснодар из Петербурга. На выставке он представил яркую компактную серию картин. Работы, конечно, можно окрестить абстракцией, но уж очень в них читаются маркеры и приемы стрит-арта – подтеки краски из баллонов, сочетание цветов и пр.

Кухаря многие сравнивают с Мигачевым – и не зря. Он тоже показал массивные, мрачные, монохромные пейзажи. Но у Владимира Михайловича часто в работах есть цветовой акцент, у Кухаря – нет. Подтеки краски, скудная цветовая гамма, монохромность – вот основные черты этого художника.

На открытии вечерней программы в "Типографии" играл джаз – выступал Роман Беликов со своей командой. Выставка чистая, атмосфера фирменная.

Посещение всей программы "Ночи музеев" оказалось выше моих сил, но получившийся маршрут дал мне определенный экзистенциальный опыт. И радует, что все эти улыбающиеся люди не просто гуляли по центру города, но хотя бы на пару часов приобщались к общему культурному пространству Краснодара.

Смотрите также

"Ночь музеев-2014" в Краснодаре (фоторепортаж)

"Ночь музеев" в "Типографии" (фоторепортаж)

История "Ночи музеев" в Краснодаре: от официального до актуального


В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат (в том числе матерные слова с пропущенными буквами и звездочками), клевета, любые нарушения законов РФ, заведомо недостоверная информация, могущая нанести вред читателям, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ.

Читайте также

Реклама на портале