"В открытом море": история одной трапезы

Молодежный театр представил на суд краснодарского зрителя заключительную в этом сезоне премьеру – спектакль "В открытом море" по одноименной пьесе Мрожека.

Творчество польского драматурга Славомира Мрожека, ушедшего из жизни в 2013 году, в России любят и ценят, а его пьесы регулярно ставятся театрами по всей стране. Мрожека называют мастером парадокса (наряду с Беккетом и Ионеско) – ему прекрасно удавалось создавать в своих пьесах абсурдные ситуации, в которых прекрасно раскрываются характеры героев и поднимаются острые социально-политические проблемы.

Не является исключением и пьеса "В открытом море". Сюжет постановки, на первый взгляд, прост: перед зрителем предстают трое элегантно одетых мужчин, дрейфующих на плоту в открытом море. Чудом пережив кораблекрушение, они остались практически без провизии. Все, что у них есть – это сундук со скромным содержимым. Когда съестные запасы подходят к концу, перед джентльменами встает вопрос, как выжить. Недолго думая, они решают кого-нибудь съесть.

"Мы не можем все кричать одно и то же: "Съедим". В такой ситуации один из нас должен сказать: "Пожалуйста, угощайтесь", – отмечает один из героев. Вот здесь-то и начинается игра "не на жизнь, а на смерть".

В главных ролях – Алексей Алексеев, Иван Чиров и Дмитрий Морщаков. Все трое – прекрасные актеры, давно доказавшие придирчивому краснодарскому зрителю свое сценическое мастерство. Также в постановке задействованы Евгений Парафилов в роли почтальона и заслуженный артист России Владимир Щербаков в роли дворецкого, который проплывает перед зрителями в желтом надувном круге, как вспышка искренней эмоции. Такая сугубо мужская талантливая компания.

В постановке практически отсутствуют декорации: лишь по центру импровизированный стол-плот, на котором стоит черный стол-сундук. Бушующее же море изображают два тазика с водой.
В спектакле задействовано всего два цвета – черный и белый, как в шахматах. Зрителям словно предлагается отнестись ко всему происходящему на сцене, как к шахматной игре, холодной и расчетливой. Хотя кажущаяся простота сюжета и декораций хранит в себе многослойность. И каждый найдет во множестве трактовок то, что ему в данный момент ближе всего: психологический эксперимент, бытовой конфликт или острую политическую сатиру.

Главные персонажи пьесы – Толстый, Средний и Малый – решают, кто из них будет съеден. Задача стоит нелегкая, каждый готов ради спасения своей жизни на все. И в этой стрессовой ситуации раскрываются совершенно разные характеры. Перед нами предстает модель человечества в миниатюре, тот самый мир, в котором мы живем, только ограниченный в пространстве.

После неудачной попытки провести жеребьевку, мужчины решают устроить "всеобщие выборы". И герои втягиваются в предвыборную гонку, проводят предвыборные кампании, создают коалиции с негласной договоренностью съесть третьего. Такие понятия, как "справедливость" и "честность", теряют свой смысл и играют на руку новоиспеченным политикам.

"Если меня не выберете, то мой будущий партнер получит бедро и окорок. Я удовольствуюсь остальным, включая, разумеется, язычок. Всем, у кого есть на него притязания, категорически заявляю: от языка мы не откажемся!" – говорит Толстый в своей предвыборной речи.

Когда и выборы признаются недействительными из-за вброса лишних бюллетеней в шляпу, то герои признают, что "парламентаризм изжил себя".
"С демократией ничего не вышло, диктатура не прививается. Нужно все-таки что-то придумать", – заявляет Средний, после чего решается, что доброволец-энтузиаст должен сам принести себя в жертву. И таковой в итоге находится: Малый "созревает" к концу действия, убежденный, что нашел в этом "настоящую свободу" и счастье.

"Свобода вообще ровным счетом ничего не значит. Только настоящая свобода имеет цену, – говорит он. – Почему? Потому что настоящая свобода – это самая лучшая свобода".
Для себя он усматривает "настоящую свободу" в акте самопожертвования "быть съеденным вместе со своими внутренними благородными побуждениями"... Хотя так ли он в этом убежден? Не стало ли это еще одной частью игры?..

Это третий спектакль главного режиссера Молодежного театра Лины Занозиной и, к сожалению, последний. За прошедший год она подготовила две прекрасных постановки – "Жестокие игры" и "Вечный спор". Между тем, на днях стало известно о том, что она покидает театр в связи с окончанием заключенного с ней годового контракта.

Главная тема постановки становится будто пророческой – перед Линой Занозиной вновь простирается открытое море возможностей, впереди та самая стихийная Свобода. И ей предстоит распорядиться этой свободой по своему усмотрению. Остается только пожелать успеха…


Комментарии для сайта Cackle

Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале