Еликука в "Типографии": что это было?

В начале апреля на экспериментальной выставочной площадке Краснодарского института современного искусства в КЦ "Типография" открылась выставка московского арт-дуэта Еликука "26 или 61 поцелуй сколопендры"

Еликука – это художники Женя Куковеров и Олега Елисеев, которые живут и работают в Москве. Ребята заявили о себе в 2007 году и с тех пор продолжают завоевывать сердца публики и художественного сообщества – их работы были показаны на площадках Москвы, Парижа и Лондона.

Язык Еликук прост, легок и ироничен. Они работают с различными медиа – живопись, графика, инсталляция, перформанс, mixed media и пр. Помимо художественной практики, играют в группе IHNABTB и входят в состав перформанс-группы "Зинаида".

Что сделали Еликука в КИСИ? "Поцелуи сколопендры" – условное название целого каскада выставок, которые открывались одна за другой с 19:10 до 21:10 по московскому времени. На одно открытие художники закладывали от 1 до 5 минут, каждая следующая выставка все более и более разгоняла темп действия. Помещение КИСИ наполнялось черепками битой посуды и бутылок, пол был усыпан макаронами, кто-то выпачкался краской, кто-то наелся взбитых сливок, слизывая их со свежих картин, а все происходящее напоминало что-то среднее между марафоном, рейдерским захватом и шабашем. Но обо всем по порядку.

Я пыталась взять интервью у Жени и Олега, пока ребята впервые гуляли по Краснодару – мы жгли костры на берегу Кубани, посетили открытие выставки Ивана Дубяги в галерее "Лестница", говорили о прекрасном и ужасном, вспоминали прошедший вернисаж, но сосредоточиться, мягко говоря, не удалось.

Но тем не менее:
– 60 с лишним выставок у нас родились как комментарий к уже сложившийся системе работы современного художника. Как художник вписывается в системы работы институций? По количеству его персональных выставок, проведенных в том или ином месте. Чем больше, тем лучше. Это как спорт. И часто художники ускоряются и стараются сделать как можно больше выставок, прыгнуть выше головы. И нам такая позиция кажется очень хорошей, крайне утопичной и авангардной. Мы уже так работали – в галерее "Светлана" мы открыли 23 выставки, а вот у вас получился аж 61 вернисаж. Мы бы очень хотел попасть в книгу рекордов Гиннесса.

А какие из выставок ты считаешь наиболее успешными? Давай ТОП-5.

– Одновременно хотелось сделать каждую выставку и самой ужасной, и самой прекрасной. Так, собственно, наша группа и работает.

В этой экспозиции для меня очень много удивительного. Удивительно, что каждая "выставка", в принципе, может быть проработана и преподнесена вполне серьезно (я имею в виду типовую "серьезность" подачи).
Например, "Убирайся за собой" (на белом листе бумаги Женя рисовал линию, за ним шел Олег и стирал ее ластиком) может быть разжевана и преподнесена как размышления на тему пачканья, загрязнения, эфемерности и бог чего знает еще.
"Свежая струя. Моментальное создание тотальной инсталляции" (ребята распылили в пространстве КИСИ несколько освежителей воздуха) может быть расширена как проект исследования импульса, flesh-а, мерцания, пустотности и всего прочего – немного проработать визуализацию, по-хитрому подсветить, и проект заиграет совсем иначе.

Поэтому (да и не только поэтому) очевидным становится "спортивный" подход – это и гонка на скорость, и гонка на "копирайт", и попытка прыгнуть выше головы. И чем же это не сатирический комментарий к тому, как сейчас работает художник? Или к тому, как должен работать художник, чтобы у него все "получилось"?

Действительно, во время вернисажа ребята в прямом и переносном смысле загоняли себя. Пускай со стороны они и казались неорганизованными или несерьезными, но было совершенно ясно, что все это действо – не экспромт. Каждая даже самая простая выставка была подготовлена и срежиссирована, авторы строго следили за временем, не было сделано ни одного перерыва.

Плюс Еликука активно общались с публикой и гостями вернисажа, втягивали всех и вся в процесс творчества: приглашали к участию в мастер-классе "Мозги на ножках. Ножки без мозгов", угощали гостей пирожками, а в конце вечера устроили рейв, желающих принять участие в котором оказалось удивительно мало.

Выставка "26 или 61 поцелуй сколопендры" группы Еликука сработала как самая настоящая прививка – и теперь я говорю с позиции посетителя выставки. Наверное, в Краснодаре это была первый вернисаж, во время которого зрителю пришлось "так" попотеть и даже столкнуться с потаенными странными страхами и фобиями. Например, как вы считаете, плюнуть в стеклянную банку – это страшно? Оказывается, что это не просто страшно, а очень страшно. Так же, как и принять участие в видео-хоре. Что в этом страшного? Мне совершенно не ясно.

После выставки стало очевидным – просто необходимо показывать в КИСИ как можно больше разного искусства, чаще привозить новых для краснодарцев художников, продолжать активную работу со средой. И, быть может, через время плевать в баночку, жарить сосиски на лампе и заниматься хоровым пением станет не так страшно.

Смотрите также

Московский арт-дуэт "ЕлиКука" в "Типографии" (фоторепортаж)


Комментарии для сайта Cackle

Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале