Нормальные люди. Что краснодарцы увидят на выставке «Искусство быть» в «Типографии»

В начале ноября в Краснодаре открылась выставка «Искусство быть». Одна из кураторов экспозиции Надежда Гура провела экскурсию, на которой побывали Юга.ру.

«Искусство быть» — это большой путешествующий проект, который развивается на протяжении нескольких лет. Его инициировали в 2018 году Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в Москве и благотворительный фонд «Гольфстрим». В 2019 году проект стал победителем конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Это был первый и важный для центра шаг в развитии инклюзивной культуры.

В ЦСИ «Типография» представлена вторая серия проекта «Искусство быть». Первая прошла в 2019 году в Москве и Нижнем Новгороде. Выставку и параллельную программу к ней посетили более 50 тыс. зрителей. В этом году есть тематический разброс — для всех городов-участников идея своя.

Пространство заботы и Лига нежных

Краснодарский подзаголовок выставки «Пространство заботы» (здесь она называется «Искусство быть. Пространство заботы») связан с объединением «Лига нежных» — проектом кураторки «Типографии» Елены Ищенко и независимой кураторки, работницы Третьяковской галереи Марии Сарычевой. Это вымышленная организация, исследующая инвалидность в постсоветском пространстве, а также заботу как ее неотъемлемую составляющую.

Выставочный проект исследует, как может интерпретироваться забота, поскольку у этого слова много значений. Она может проявляться как гиперопека, а может быть чем-то бережным.

Экскурсии по экспозиции проходят в формате взаимодействия спикера и группы. Высказывание мыслей и выражение эмоций от увиденного приветствуется. По словам Надежды Гуры, создатели инклюзивного проекта работают над выстраиванием нового типа отношений между произведением искусства и аудиторией, поэтому экспонаты доступны для тактильного осмотра. Все 12 работ сопровождаются экспликациями на доступном языке (easy-to-read), переводом на русский жестовый язык и тифлокомментариями.

Используя описания без сложных терминов и оборотов, организаторы проекта таким образом пытаются сделать доступным современное искусство для людей с особенностями (еще это отлично работает для детей и пенсионеров). Экспликации писали специалисты фонда «Гольфстрим», который поддерживает проект.

Инклюзия — это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в ней.

«А что говорит Зигмунд Фрейд?» Экспонаты выставки

Заглавным экспонатом выставки в Краснодаре стала серия Маркуса Мартиновича «Постеры со словами, которыми ругается мама». В своих работах автор отразил домашние разговоры с родительницей. На темном фоне Маркус детским почерком написал: «А что говорит Зигмунд Фрейд?», «Парни это не смешно», «О боги», «Мрак», «Бесишь», «Все тлен». Плакаты показывают связь двух людей. Серия состоит из 10–12 работ, для демонстрации в «Типографии» выбрали шесть.

13-летний подросток Маркус Мартинович уже выставлялся в Москве и Лондоне. В 2018 году он стал самым молодым участником шестой Московской международной биеннале молодого искусства. В 2019-м его картина «Мама в платье в горошек» ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за 75 тыс. долларов. Мартинович, которому в 6 лет диагностировали аутизм, в 2020 году вошел в рейтинг Forbes «З0 до 30».

Москвичка Юлия Абзалтдинова представила аудиовизуальную и тактильную инсталляцию «Показать то, что нельзя увидеть». В проекте участвовали слабовидящие и незрячие люди из Краснодара. Инсталляция состоит из двух частей: фотопортретов горожан и аудиозаписей — их ответов на различные вопросы (почему решились на съемку, какую эмоцию хотите передать и т. п.). Контуры человека, предметы интерьера на изображениях Абзалтдинова сделала объемными, выдавив с помощью иглы небольшие бугорки, похожие на шрифт Брайля.

Все портреты находятся в световых коробах, а через отверстия от иголок проходит тепло, которое зрители могут почувствовать. Если фотограф и участник проекта много общались во время создания работы, его будет больше, и наоборот.

Шрифт Брайля — рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей. В 1924 году его разработал сын сапожника Луи Брайль, который начал слепнуть в трехлетнем возрасте из-за воспаления глаз. Сегодня его шрифт используется во всем мире.

Надежда Гура

Надежда Гура

По словам Надежды Гуры, редко героем парадного портрета становится человек с особенностью, обычно на них представлены вожди и герои. Для создателей проекта очень важно, чтобы в музее была репрезентирована различная телесность, в том числе люди с особенностями, чтобы они были включены в общий визуальный ряд. Потому что это меняет представление о норме, когда она становится спектром, а не единственно возможным эталоном. Это действует расслабляюще на всех участников.

Выставка в том числе рассказывает о том, что сейчас происходит сдвиг в понимании инвалидности — от медицинской модели к социальной. Первая видит проблему в человеке: с ним что-то не так, он болен, и его нужно лечить, только тогда он впишется в контекст. Вторая подразумевает, что проблема не в индивиде, а в окружающей его среде. Просветительская миссия проекта «Искусство быть» — поговорить с аудиторией о том, что медицинская модель устарела и относиться к людям с инвалидностью как к больным уже несовременно и негуманно. Особенность — это не противопоказание к общению.

Елена Рэмбо представила видео «Красивый жест», которое показывает, что беседовать с человеком можно не только словами, но и с помощью танца, музыки, картин и многого другого. На экране зрители увидят серию интервью с людьми, которые плохо слышат. Герои на русском жестовом языке делятся личными историями. Автор покрасила их руки светящейся краской, делая акцент на красоте языка и экспрессии речи рассказчиков.

На выставке можно познакомиться с работой краснодарского саунд-художника Михаила Курилова «Тиннитус», созданной в соавторстве с Иваном Серым. Она представляет собой уменьшенную копию нижегородской галереи современного искусства Futuro, в стены которой встроены специальные колонки. Авторы предлагают зрителям потрогать звук. Чем ближе к стене, тем лучше можно почувствовать вибрации. Работа адресована в том числе людям с особенностями слуха, тем самым Курилов и Серый уравнивают ее восприятие для всей аудитории выставки.

Работа петербуржца Егора Рогалева представляет собой видеодокументацию перформанса «Орган памяти» продолжительностью около 40 минут. Он отсылает к событию 1937 года, когда от политических репрессий пострадали участники драмкружка Ленинградского общества глухонемых. Во время генеральной репетиции спектакля «Как закалялась сталь» были задержаны основные участники студии, большинство которых расстреляли.

Зрители увидят, как глухие перформеры читают на русском жестовом языке главы романа Николая Островского в сопровождении терменвокса — электромузыкального инструмента, отзывающегося звуковыми сигналами на движения рук.

Социальный эксперимент «Бот заботы» представляют Союз выздоравливающих, Наталия Никуленкова и Владислав Мараев (Москва) при технической поддержке JUST AI и Петра Мицова. Это специальная компьютерная программа, основная задача которой — поддержка ежедневных ритуалов, формирующих распорядок дня людей с аутизмом, а также преодоление их зацикленности на одной теме.

Хореограф Юлия Быленок и перфомер Надежда Ишкиняева сняли документальный фильм «Тактики в/месте» о практиках сопровождаемого проживания. Его производство проходило в Санкт-Петербурге и в Краснодаре с участием подопечных и помощников местной благотворительной организации «Открытая среда». В фильме авторы рассуждают, как создать пространство заботы, как можно оказывать помощь и что значит жить нормальной жизнью.

Посетители выставки могут не только посмотреть 60-минутное видео «Тактики в/месте», но и принять участие в перформативных практиках, двигаться, следуя наставлениям авторов.

Сопровождаемое проживание — альтернатива психоневрологическим интернатам и больницам. Людям с инвалидностью предоставляется возможность жить вне стен этих медицинских учреждений, социализироваться и учиться минимальному самообслуживанию под присмотром специалистов.

Согласно данным Минтруда России, по состоянию на 20 мая 2018 года проекты сопровождаемого проживания работают в 39 регионах страны, еще в 18 проведены подготовительные работы. Что касается психоневрологических интернатов, их в стране 523, в них живут более 157 тыс. человек. Из них 52,4 тыс. — люди старше 60 лет.

Особые художники. Что еще есть в экспозиции

Краснодарская арт-группировка ЗИП совместно с резидентами студии Вероники Павленко «Особые художники» создала интерактивную инсталляцию «Шалаш». Они предлагают зрителям поучаствовать в творческом процессе, дополнив белые подушки изображениями, эмоциями, комментариями, или просто отдохнуть под крышей из ткани.

Надежда Гура считает, что особая ценность работы проявляется, когда мы рассуждаем на тему, кто имеет право высказываться в музее. В классическом — художник и экскурсовод, все остальные должны молчать. Организаторы выставки же моделируют среду, где мнение и опыт зрителя тоже важны.

Елена Колесникова из Геленджика представляет на выставке серию объектов под общим названием «Немебель». Это продолжение исследования негативного пространства «Некомната». В серию вошли три объекта: «Композиция для послеобеденного сна», «Замок принцессы» и «Когда идет дождь, лучше быть дома» (идеальный фон для селфи). Автор переосмысливает привычное назначение мебели. Так, диван-книжка превращается в увеличенную книгу с цветком внутри, розовый мяч становится живым субъектом, а закрепленный в пространстве зонт реагирует на присутствие зрителя светом маленьких фонариков.

По словам Надежды Гуры, серия объектов Колесниковой интересна тем, как художница рассуждает о функциональном состоянии бытовых вещей. Если говорить с точки зрения эффективности и рациональности, то их быть не должно. Это тема для рассуждений о характеристике внешней среды. То, что для одних удобно и практично, для людей с особенностями может стать непреодолимым барьером. Окружающая среда для них настолько же нефункциональна, как эти объекты.

Вероника Павленко и участники студии «Особые художники» также представляют арт-книгу «Правила поведения в городе». На холстах изображены разные ситуации с короткими текстами. Работы позволяют взглянуть на привычные ситуации с необычной стороны.

Студия Вероники Павленко открылась в 2008 году для художников с ментальными особенностями. Ее основная цель — зарабатывать творческим ремеслом. На сайте студии можно приобрести рисунки и картины, украшения, сумки и одежду, подушки и покрывала, книги, открытки, блокноты и многое другое.

Что можно в «Типографии»

«В стенах «Типографии» мы разрешаем делать все то, что нельзя в классическом музее. Здесь можно лежать, шуметь, раскрашивать выставочные объекты и всячески проявлять себя. Зрители узнают больше о людях с инвалидностью, для них эта тема перестанет быть закрытой и табуированной, они перестанут ее игнорировать. Ответственность общества — знать о различных проблемах его членов и реагировать на них. Мне кажется, посетители получат опыт общения с современным искусством, более расслабляющий, чем обычно. Наше искусство — без пафоса», — приглашает краснодарцев посетить выставку «Искусство быть: пространство заботы» Надежда Гура.

Предусмотрены адаптированные экскурсии по экспозиции. Желающим нужно оставить заявку администратору «Типографии», и по мере набора зрителей будут формироваться группы.

Выставка работает каждый день до 17 января 2021 года с 12:00 до 21:00. Стоимость входного билета 200 рублей, для студентов и школьников — 100 рублей. Для пенсионеров, людей с инвалидностью, участников патронажной программы Patreon — бесплатно. Кроме того, свободный доступ к экспозиции предоставляется всем посетителям «Типографии» 22 ноября, 20 декабря и 10 января.

Проект в Краснодаре реализуется при поддержке ПАО «Ростелеком».


Читайте также

Реклама на портале