Два по сто и огурец. Рецензия на фильм «Однажды в... Голливуде»

Премьера девятого фильма Квентина Тарантино состоялась совсем недавно и была принята российским зрителем не совсем однозначно.

Режиссер: Квентин Тарантино
Жанр: драма
В главных ролях: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби, Эмиль Хирш, Дакота Фэннинг, Дэмиэн Льюис, Аль Пачино
Возрастной рейтинг: 18+
Продолжительность: 161 минута

Выходя из кинозала, невольно замечаешь в выражениях лиц зрителей два противоположных отклика: катарсис и недоумение, граничащее со злостью. Кто-то восторженно кричит в трубку, что обязательно нужно идти на Квентина, кто-то печально констатирует почти 2,5 часа потерянного впустую времени. Что же произошло?

А произошел фильм о сломе эпох, об известных событиях страшной ночи августа 1969 года. Да, тут стоит отметить, что смотреть фильм, не имея представления об истории взаимоотношений секты Чарльза Мэнсона и жены Романа Полански, смысла не имеет. Кстати, премьера «Однажды в Голливуде» в некоторых странах совершенно случайно совпала с 50-летием трагедии с Шэрон Тейт.

Также стоит выделить и еще один момент: смотреть фильм, не имея представления о «золотом веке» Голливуда, не зная картин того времени, тоже будет не очень комфортно. Но тут ничего не поделаешь. Многие скажут, что слишком много условностей, но в этом суть ленты. В сломе эпохи голливудского кино 60-х годов и начале новой эпохи. Как ломался кинематограф, ломались судьбы актеров. Так случается каждый сколь значимый период в истории кинематографа.

На смену немому кино пришел проклятый звук. На смену харизматичным героям 50-х годов пришел пьяный вонючий герой вестернов и боевиков в лице Рика Далтона. Но не успел он насладиться славой, как подошел новый этап с героями Аль Пачино (он тут появляется в небольшой роли), Де Ниро, Майкла Дугласа, Кристофера Уокена, Джоди Фостер, которых олицетворяет та самая Шэрон Тейт. А герою Ди Каприо приходится уезжать в Европу для съемок в итальянских спагетти-вестернах.

Чертовы хиппи. Ублюдки проклятые

Рик Далтон

Естественно, здесь имеются фирменные «фишки» Тарантино, например, голые ноги героев и еда. Фуд-фетиш и фут-фетиш уже давно стали отличительной особенностью стиля Квентина. Кстати, об отсылках, о которых говорилось выше. Отношения между Риком Далтоном и каскадером Клиффом Бутом — это же чистейшей воды «Беспечный ездок». Позаимствована целая сцена из «Великого побега» и немало цитат из «Зеленого шершня». Многие сцены с «чертовыми хиппи» сняты в стилистике картины «Трое на чердаке». А отсылки к шоу тех лет тут и вовсе на каждом шагу. Чего стоит танец Леонардо в пародии на шоу Hullabaloo, героями которого в середине 60-х были The Rolling Stones и Roy Orbison.

Сцены фильма нанизаны на музыку тех лет, о которой говорить можно годами, веками. Ну и самый известный и замыленный театральный штамп: если в первом акте показали ружье, оно обязательно должно выстрелить. Речь об огнемете Далтона, который «завалялся» в гараже.

Хиппи стремились к миру и любви. Мы, рокеры, хотели только Ferrari, блондинок и финские ножи. Даже не верится, что такие люди могли создавать такую глубокую музыку

Элис Купер, рок-музыкант

Отдельно стоит отметить мир Голливуда на экране. Тут Квентин подошел к вопросу со всей серьезностью. Даже самые жестокие критики (Питер Брэдшоу из The Guardian) отметили сюжетную линию и великолепные декорации к фильму, щедро наградив «Однажды в... Голливуде» высокими оценками. Несколько улиц буквально «переодели» в прикид конца 60-х годов прошлого века. В совокупности с операторской работой трижды оскароносного Роберта Ричардсона, который снимает Квентину уже шестой фильм, это позволило режиссеру усадить зрителя неподвижно перед экраном на первые два часа ленты, когда сюжет развивается достаточно вальяжно, в духе беззаботных 60-х годов хиппи.

Кстати, крупные планы Лео от оператора — это отдельный разговор. Ричардсон уже снимал его в «Авиаторе» (за что получил один из своих «Оскаров»), умеет это делать великолепно. Вообще, чтобы понимать, who is mister Ричардсон, можно перечислить несколько фильмов из его богатого портфолио. Он снимал «Взвод», «Уолл-стрит», «Прирожденные убийцы», «Дорз», «Казино», «Авиатор», «Остров проклятых», «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», «Война миров Z» и еще более трех десятков фильмов.

Кислоту не хочу. Бухлу не нужны союзники

Рик Далтон

Кстати, пока Квентина никто сильно не ругал, но стоит обратить внимание, что фильм снят во многом вопреки. Режиссер может себе позволить поругаться с современным киномиром США (или хочет). В ленте нет основных чернокожих актеров, два равноценно главных героя — мужчины, один из которых убил свою жену и избил азиата, а другой испепелил феминистически настроенную леди, выступающую против крови и насилия на экране. Оценит ли это Голливуд, посмотрим в феврале на «Оскаре». Зритель оценил: бюджет фильма в 100 млн долларов уже окупился на домашнем рынке США. Далее последуют сборы в Европе, где фильмы Квентина традиционно популярны. В России фильм показал рекордную кассу из всех фильмов режиссера, выходивших в нашем прокате.

Спойлерить на этот раз не станем. Развязка тут настолько неожиданна, насколько это можно представить у Тарантино. Альтернативная история в стиле «что, если», комичность убийств и смерти в наличии. Реки крови? Ну, ребята, Квентин здесь далеко не Родригес, хотя несколько моментов заставят особо эмоциональных эстетов прикрыть глаза ладошкой.

Стоит ли идти в кино на Тарантино? Вопрос странный, неожиданный, интересный, требующий искреннего удивления, скорее — риторический. Если вы не в курсе, что представляет собой Голливуд тех лет, то перед прочтением (употреблением)... Нет, не сжечь, а — два по сто и огурец. Поговаривают, помогает разобраться в тонкостях сценариев Квентина, человека с русской душой.

P.S. Если есть возможность и желание, лучше посмотреть фильм в оригинале (например, с субтитрами). Сами понимаете, диалоги в фильмах Квентина — это всегда интересно. Хотя стоит отметить, что здесь их саркастичность не так высока, как могла быть.


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале