"Гоголь. Чичиков. Души": съедобная лайт-опера

На сцене краснодарского Музыкального театра состоялась премьера лайт-оперы екатеринбургского композитора Александра Пантыкина "Гоголь.Чичиков.Души"

Авторская группа совершила дерзкий эксперимент, расширив рамки одного произведения – "Мертвых душ" – до целого гоголевского мира, в котором эпизоды жизни писателя накрепко переплетены с его творчеством. Уже в самом начале на сцене появляется Хлестаков из "Ревизора", который учит Чичикова жить и плутовать. Затем зритель погружается в круговерть намеков, отсылок и параллелей: вот "Нос", вот "Шинель", "Вий", "Женитьба" и т.д. Да и сам писатель здесь – непосредственный участник событий, который всегда знает больше других.

– В работах Гоголя очень много подсознательного и необъяснимого. Чтобы до конца понять его суть, мало поставить качественно одно из его произведений. Тут требуется "тяжелая артиллерия", – отмечает композитор.

Этой "тяжелой артиллерией" Пантыкина стала придуманная им лайт-опера – новый жанр на стыке всех существующих. По задумке автора, на сцене смешиваются элементы оперы и оперетты, мюзикла и музыкальной комедии, современного танца и классического балета. Все части целого находятся в постоянном движении, живут своей полноценной свободной жизнью, создавая в конечном итоге причудливую гармонию. Здесь нет рамок, нет искусственных границ, диктуемых привычными канонами. И это свойство как нельзя лучше позволяет воплотить уникальную фантасмагорию гоголевских произведений.

Режиссер и балетмейстер-постановщик спектакля Александр Мацко говорит, что идея постановки спектакля зрела целых 10 лет. Творческая группа готовилась к его рождению очень продуманно и методично, без спешки, вкладывая в него все свое вдохновение. В итоге произведение получилось интересным по структуре и полноценным по содержанию, здесь все дышит новаторством и претендует на исключительность.

– Главным свойством оперы является ее "съедобность", потому что она не обременена сложным языком, – признается Александр Пантыкин. – Мне не хотелось писать что-то заумное, псевдоавангардное. Мне хотелось, чтобы мою оперу могли слушать самые разнообразные слои населения.

-Наша задача – найти, чем зацепить зрителя, – добавляет Александр Мацко. – Хочется, чтобы в театр приходило все больше и больше детей, студентов. Нам интересно их мнение.

Чтобы работа была понятна каждому, авторы использовали несколько уровней кодировки. Лайт-опера буквально пронизана разными метафорами и аллегориями, и в этом еще одна причина ее уникальности. Так, школьник, например, вкратце познакомится с творчеством Гоголя и, возможно, захочет изучить его более внимательно. Любитель авантюрных историй с удовольствием будет следить за почти детективной интригой и наверняка удивится неожиданному повороту сюжета в финале. А эстет насладится вылавливанием из общей канвы повествования цитат, аллюзий и еле заметных намеков на самые разные сюжеты.

Эта многослойность присуща и звуковому сопровождению. Несмотря на то, что она написана на двух мотивах, в них наблюдаются абсолютно четкие слои.
– Сначала мы слышим один пласт, потом другой. И хочется прийти еще раз, чтобы погрузиться в эту музыкальную историю чуть глубже, – говорит художник-постановщик Максим Обрезков.
В опере присутствуют очевидные отсылки к русскому року ("Наутилус Помпилиус", "Чайф", "Агата Кристи", "Калинов Мост"), классической опере XIX века и к музыкальному авангарду XX века.

Отдельного упоминания заслуживает масштабность и технологичность оформления спектакля. Здесь можно увидеть и видеоинсталляцию, и движущиеся по кругу конструкции, и потрясающую работу со светом. Мир Гоголя вдруг оживает, и зритель становится его частью.

Эксперимент Музыкального театра удался – это факт. Творческая группа смогла объединить высокое и низкое, живое и электронное, классику и постмодерн.
– Я бы назвал это лондонской транскрипцией, где сохраняется современная культура, и где с большим уважением относятся к своей истории, – поясняет композитор. – Спектакль может претендовать на самую лучшую оценку в нашей стране.

С ним согласны краснодарские зрители. После премьеры практически полный зал еще долго аплодировал артистам стоя, не желая их отпускать: "съедобная" опера пришлась по вкусу.

Смотрите также

Лайт-опера "Гоголь. Чичиков. Души" в Краснодаре (фоторепортаж)


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале