Мысли о "Мысли"

В марте у краснодарского зрителя появилась возможность изучить анатомию разрушительной силы, подчиняющей себе сознание человека. На сцене "Одного театра" была представлена премьера спектакля "Мысль" по одноименному рассказу Леонида Андреева. В этом смертельном танце с мыслью кружатся режиссер и артист театра Арсений Фогелев.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, не безумны ли вы? Хотя бы чуть-чуть, совсем немножко. А может ли мысль убить? Тем более, если вы хоть чуточку сумасшедший? Вот поселилась в вашей голове совсем небольшая мысль, всего в несколько слов. Затем эта однажды закравшаяся мыслишка становится частью вас, живет в вашей голове и развивается, растет, обретает все более плотные формы, наполняется силой... А потом наступает момент, когда она становится вашим властелином, полностью завладевая разумом. И теперь вы ее покорный слуга. Теперь она может вить из вас веревки, а потом за них же дергать, словно марионеткой, заставляя совершать некогда немыслимые поступки. И в последствии вы все думаете: да как я до всего этого дошел?

И интересно получается: чаще всего идея подчиняет себе не какого-то глупенького человечишку, а вполне себе начитанного, уверенного в своей исключительности интеллигента, например, доктора наук. Мысль – она же живая, ей нужно чем-то питаться, чтобы продолжать существование. Вот и поглощает она другие мысли, которыми в изобилии водятся в голове ученого. И чем начитаннее ее жертва, тем более разнообразна пища, тем сильнее она сама.

Хуже всего, когда ваша подавляющяя мысль "Я сверхчеловек, я лучше других". Она заполняет собой все пространство, требует, чтобы вы обязательно доказали, что вы сверхумны и абсолютно хитры, а все остальные – лишь жалкое подобие человека. Это сильнейший токсин, отравляющий разум. Она гложет вас, разъедает всякие рамки между добром и злом, их больше нет. И тогда мысль вполне может и убить.

"11 декабря 1900 года доктор медицины Антон Игнатьевич Керженцев совершил убийство. Как вся совокупность данных, при которых совершилось преступление, так и некоторые предшествовавшие ему обстоятельства давали повод заподозрить Керженцева в ненормальности его умственных способностей", – начинается рассказ, по которому поставлен спектакль.

Перед зрителем предстает палата психиатрической клиники, где лежит доктор Керженцев (Фогелев). Он убил своего друга Алексея Савелова. Сначала главному герою кажется, что он убивает из ревности, но потом, поплутав в своих философских рассуждениях, он приходит к выводу, что это скорее убийство-эксперимент. Теперь ему предстоит избежать наказания, доказав врачебной комиссии свое безумие. Однако план, казавшийся идеальным, рушится, когда в процессе изложения своих доводов Керженцев и сам начинает сомневаться в своем психическом здоровье. Мысль губит его с таким же равнодушием, как и он убивает своего товарища. –

– Наступает ночь, и меня охватывает бешеный ужас. Я был тверд на земле, и крепко стояли на ней мои ноги,- а теперь я брошен в пустоту бесконечного пространства, – заявляет персонаж Фогелева.

Стихия безумия поглощает героя. Свой жизненный путь Керженцев называл "сатанински веселой игрой людьми и событиями", однако в результате он переиграл самого себя.

Кроме Фогелева в спектакле задействован еще один актер – сиделка Маша, тихая и добрая девушка. Она периодически возникает на сцене, чтобы остановить героя от самоубийства или "принести чего-нибудь". Также на стене палаты появляются вспышками памяти кадры прошлого Керженцева.

При этом"Мысль" смело можно назвать моноспектаклем. Глубокая прочувствованная игра Арсения Фогелева погружает зрителя во внутренний мир его персонажа. Иногда по ходу действия становится страшно, иногда страшно смешно, но ни минуты равнодушия. Да и неудивительно: "Мысль" заставляет задуматься и над собственными мыслями, над их силой и опасностью.

– А не угодно ли вам проползти на четвереньках? Конечно, не хотите, ибо какой же здоровый человек захочет ползать! Ну, а все-таки? Не является ли у вас такого легонького желания, совсем легонького, совсем пустячного, над которым смеяться хочется, – соскользнуть со стула и немного, совсем немного, проползти, – провоцирует персонаж Фогелева каждого сидящего в зале.

Так безумен ли Керженцев на самом деле? Или же это только талантливая игра актера? Осталась ли для него хоть какая-то разница между игрой и реальностью? Зрителям, которым отведена в спектакле роль экспертов, дается возможность самим решить эту дилемму.

 

 


Недопустимы и будут удалены комментарии, содержащие рекламу, любые нецензурные выражения, в том числе затрагивающие честь и достоинство личности (мат, оскорбления, клевета, включая маскирующие символы в виде звезд или пропуска букв), заведомо ложная или недостоверная информация, которая может нанести вред обществу (читателям), явное неуважение к обществу, государству РФ, государственным символам РФ, органам государственной власти РФ, а также любое нарушение законодательства РФ.

Читайте также

Реклама на портале