"Жестокие игры": Играем, играем и никак не можем наиграться

Новый главный режиссер Молодежного театра Лина Занозина дебютировала с премьерой — на сцене актеры играют в "Жестокие игры"  по пьесе драматурга Алексея Арбузова.

Алексей Арбузов — известный современный драматург, его произведения наполнены нравственной атмосферой и затрагивают актуальные проблемы. Его герои — личности, как правило, незаурядные, легко заблуждаются и совершают ошибки и расплачиваются за них дорогой ценой. Пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Великобритании, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, скандинавских стран и стран Латинской Америки. За рубежом его воспринимают как преемника Чехова.

Поэтому неудивительно, что новый главный режиссер Молодежного театра Лина Занозина в качестве своего дебюта выбрала его пьесу "Жестокие игры". По словам самого Арбузова, это "произведение об ответственности любого из нас за того, кто рядом, о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными". 

Сюжет в пьесе достаточно простой. Главная героиня Неля (Ульяна Запольских) убегает от родителей в Москву, пытаясь в большом городе обустроить свою жизнь. Она попадает в квартиру к недоучившемуся студенту-юристу, художнику и пессимисту Каю (Алексей Замко). 

В этом же доме любят собираться его неразлучные друзья Терентий и Никита. Эта троица очень разных и одновременно похожих людей с детства вместе, друг с другом они могут "и поговорить, и помолчать".

Главную женскую роль в спектакле играет Ульяна Запольских. Ее Неля порывиста в движениях, активна и резка, и актриса полностью раскрывает нелогичность поступков своей героини.

Каждый человек делает ошибки в жизни, и в юности это особенно актуально. Молодые люди, как правило, максималисты, и могут наломать дров. Поэтому сложно определить, хороший это человек или плохой. Каждый поступок Нели я могу оправдать, но не все поступки, совершенные Нелей, мне доступны. Какие-то ее действия я не понимала, ведь Нелька более дерзкая и бесшабашная, но пыталась на сцене это сделать, — говорит про свою героиню Ульяна Запольских.

Полностью показать образ Кая — совершенно одинокого парня, судьба которого по-настоящему мало кому интересна, — удалось и Алексею Замко. 

Кай говорит, что никого не любит, даже самого себя. Он разочарован во всем, его жизнь пуста и бессмысленна, ко всем окружающим — даже друзьям и матери — он относится безразлично. Одиночество, безысходность и холод в душе Лина Занозина подчеркнула декорациями и отсутствием ярких красок. Главные герои рисуют на стенах квартиры различные картины, отражающие их эмоциональное состояние и усиливающие образ холодной неустроенности. Так, Кай изображает мысли собаки, капли дождя, черные фигуры и образы. Чтобы усилить это состояние, в Молодежном театре впервые используется проектор, который транслирует мысли главного героя на белую стену. Например, мы видим воспоминания о детстве, в котором он был так счастлив. 

Роли еще двух главных героев — Никиты и Терентия — достались молодым актерам, студентам КГУКИ Никите Петрову и Александру Техановичу. Это их первый опыт на сцене, однако они уже приняты в труппу Молодежного театра. Что-то у них получалось, где-то эмоции были переиграны. Но в целом, Техановичу удалось показать сложные отношения главного героя со своим отцом — некогда он много пил, с пятилетнего возраста выгонял сына на улицу, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия умерла от истязаний, а сын ушел из дома и возненавидел отца. 

Роль отца, который всеми силами пытается вернуть расположение сына, сыграл Анатолий Дробязко. Им полностью был раскрыт образ человека, который обременен тяжестью вины и пытается ее искупить — игра Дробязко проникновенна от начала до конца.

Из диалогов друзей узнается, что Никита — "не злой человек, но это не значит, что и добрый", у него много родственников, но каждый из них живет своей жизнью и у всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразличны друг другу. Возможно, именно поэтому у него нет серьезных чувств к Неле, он относится к ней пренебрежительно, играя на ее чувствах. Девушка пытается пробудить к себе интерес, увидеть со стороны Никиты заботу и внимания, поэтому начинает говорить о возможной беременности и о том, что может родить ему дочку. В конце концов, не выдерживая такого отношения к себе, Неля сбегает в Сибирь к Михаилу Земцову — двоюродному брату Кая. Но и в тайге жизнь остается сложной, а личные проблемы — нерешенными.

Михаил Земцов (актер Алексей Алексеев) — врач, оптимист, играет на гитаре и неплохо поет. Он безумно любит свою жену Машу (Светлана Кухарь), которая родила ему дочь Лесю. Ее как геолога безумно тянет в экспедиции. Ребенок, связывающий Машу, ей в тягость, поэтому им занимается Неля. Земцов постоянно говорит, что Маша много играет и на людей не оглядывается. Но только после смерти мужа Маша понимает, что ее игры кончились, и осознает, сколько она "начудила" в жизни. 

В Москве же только после исчезновения Нели замечают, каким ценным она для них была человеком. Неожиданно она возвращается, но уже с ребенком. В спектакле его показывают через портреты, которые друзья клеят на стены и говорят, что ребенок похож на Никиту. Это вызывает в Никите страх, он опасается, что это его дочь, что ему придется как-то отвечать за свой поступок. В финале пьесы Никита меняет отношение к Неле и к жизни вообще, хотя игра Петрова в этот момент таких ощущений не оставляет.

Главный режиссер Лина Занозина в спектакле оставила все диалоги, ничего не меняя в пьесе, что придает спектаклю особенную ценность.

У Арбузова — самобытный язык, мне он показался очень любопытным и поэтому я решила, что он должен существовать в первоначальном виде, — рассказала Л. Занозина. — В спектакле проделана огромная актерская работа, ведь вживаемость в образ — это всегда сложный процесс, независимо от того, классическая это пьеса или современная. На мой взгляд, это добрая и светлая пьеса, особенно нужная в наше время. Мы можем много говорить о политике, но людям интересны совершенно простые вещи: кого и за что мы любим, почему ненавидим и почему с кем-то общаемся, а с кем-то у нас конфликты. И это важно. Через постановку мы пытались пронести мысль, что в каком бы ты не жил времени, у всех всегда одинаковые проблемы

Действительно, за 30 лет, что прошли со времени написания пьесы, мир изменился, но многие до сих пор не знают, что делать со своей жизнью. Нельзя, будучи взрослым, продолжать искать детство, прячась в него от нерешенных проблем, как делают это три друга — один от одиночества, другой от семейных бед, третий от фальшивых отношений. Игры, в которые хорошо и весело игралось в детстве, во взрослой жизни приводят к жестоким последствиям — разрыву связей с окружающим миром, одиночеству и отчуждению. 

Спектакль получился сентиментальным. Зрителя не оставят равнодушными сцены воспоминаний о детстве на дне рождения Никиты или объяснение Нели и Михаила. Эту сентиментальность усиливают песни под гитару и приглушенный свет. 

Но, к сожалению, финал спектакля кажется неубедительным — сцена примирения не говорит, что Терентий простил отца, что Маша Земцова будет счастлива с дочерью, за которой приехала в Москву, а Никита полюбил Нелю. Понятным становится только то, что все играют в жестокие игры и никак не могут наиграться...


В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале