Сергей Жигунов: О "Трех мушкетерах", халтурщике Дюма и тюремном романтизме Краснодара

14 октября в прокат вышла картина Сергея Жигунова "Три мушкетера", в которой он выступает в качестве сценариста, продюсера и — впервые — режиссера. Свое детище, на которое возлагает большие надежды, автор представил в Краснодаре лично. А после премьеры в ходе пресс-конференции ответил на вопросы журналистов и блогеров.

— Исторические фильмы не получаются в нашей стране, причем очень давно, — отметил С. Жигунов. — У нас абсолютно провалились "1612", "Уланская баллада", "Слуга государев" и так далее. Ничего, что выглядело бы прилично, кроме нескольких телепроектов. Не знаю, в чем дело... Хотя знаю, поэтому я позвал иностранцев в большом количестве, они спасли ситуацию.

Режиссер признался, что ему сложно было уместить 900 страниц романа в двух часах киноленты. В итоге получилось 94 часа материала, из которого монтировались полнометражная картине и 10-серийная телеверсия картины, которая скоро выйдет на Первом канале.

— Фильм, бюджет которого составил 12 млн долларов, получился настоящим блокбастером. Он снят на лучших в мире немецких камерах, с оптикой, на которую снимаются голливудские блокбастеры. Он сделан в разрешении, в котором снимается голливудское художественное кино. Над созданием картины работало человек 600-700, — похвастался Жигунов. — Лондонский симфонический оркестр писал музыку к фильму впервые в истории отечественного кинематографа, включая советское время. У меня была мечта писаться на Abbey Road, но там все музыканты оркестра просто не помещались. Дирижер работал для "Титаника", "Страстей Христовых". Звукорежиссер номинировался по четырем картинам из пяти, которые номинировались на "Оскар" в этом году.

По словам Жигунова, когда начинались съемки, он еще не знал, какого формата будет конечный результат.

— Это такая двухпроектная ситуация. Телеверсия абсолютно другая. Режиссеры монтажа фильма не видели ее. Дело в том, что молодежь не смотрит телевидении вообще. А я хотел сделать картину, которую увидят и те, и другие. Причем тот, кто посмотрит телеверсию после фильма, будет очень удивлен, настолько это разные истории, — заверил режиссер.

На замечание о том, что часть персонажей книги не вошли новую экранизацию, Жигунов отметил, что всех персонажей довольно сложно собрать в киноленте.

— В кино этого просто не может быть, потому что восемь человек, стоящих в кадре, это слишком. Тут многие жалуются, что и мушкетеров не успевают отличить — они длинноволосые все, с наклеенными бородами. А если еще четверо таких же выйдут, да еще гвардейцев штук шесть... — заметил режиссер. — Во-первых, столько народу нельзя поместить в кадр, разве что построить их в колонну. Дюма их придумал, потому что получал деньги построчно. Гримо, который говорит "Да/нет" — это тоже деньги. Дюма халтурил, когда делал эту книжку, не представляете как. Это гениальный был человек, но иногда там пробивается что-то очень странное, настолько она недоделанная и нечистая. Мы как раз ее любим все, возможно, потому, что она не абсолютно выверенная. И ведь характеры у слуг тоже разные, и надо выделить время, чтобы каждого из них показать, раскрыть образ. Эти герои отвлекали бы от остальных.

Рассказал Жигунов и о том, какие ошибки Дюма пришлось исправлять при написании сценария.

— Из самого страшного: в середине книги на 120 страниц из 800 с лишним пропадает д’Артаньян, — напомнил он.  Книга очень жестко разбита на две части. И я не уверен, что вторую писал Дюма — был судебный иск и очень поменялись персонажи: Ришелье вдруг стал хорошим, Миледи — плохой. Началось что-то такое, что совершено невозможно понять. Д’Артаньян по возвращению из Лондона как-то позабыл о товарищах, которые, бросив все, подвергли жизни опасности и отправились с ним. Его почему-то совершенно не интересовала их судьба. И когда произведение позиционируется как роман о мужской дружбе, это выглядит странно.
Поэтому я изменял эту линию и снимал все так, что д’Артаньян был уверен, что все они погибли. Поэтому не ищет их сразу. Также я убирал линию взаимоотношений д’Артаньяна с Миледи и Кэти. Потому что Миледи — юридически жена Атоса и странно бы выглядела их мужская дружба. И отношения с этими дамами как-то расшатывают веру в его невероятную любовь к Констанции, которую из-за него же убивают, хотя он
а практически ни в чем не была виновата. В общем, много сложностей. Пришлось так "подчистить" ситуацию, потому что Дюма все очень просто это сопоставлял. Такое было время, такие нравы.

— Чтобы в фильме все выглядело правдоподобно, эти же отпечатки на взаимоотношениях должны отыгрываться — Атос вообще кинжал в д’Артаньяна воткнуть должен за то, что он спал с его женой (смеется). Королева, вокруг которой заворачивается вся история, резко пропадает, когда ей привозят подвески, – продолжает режиссер. — Бекингема убивают за кадром, и мы не знаем, как реагирует на это королева, из-за любви которой к Бекингему все и происходит. В конце в эпилоге написано кратко как сложилась судьба мушкетеров, что Портос женился, Арамис ушел в аббаты, Атос получил небольшое наследство, и все они очень скоро ушли в отставку. Вот тебе и дружба. Издательство, наверное, сказало: все, хватит писать — рейтинг упал, закругляемся! (улыбается) Вот они и закруглились. Я же, сохранял то, что он придумал, но мне пришлось очень много дописывать.

Продюсер фильма рассчитывает, что основной его аудиторией станет молодежь. При этом он рассказал, что опросы и анализ целевой аудитории показали, что большинство зрителей до 25 лет не читали "Трех мушкетеров", в то время как сам он был уверен, что роман читало все 100% населения страны.

— Когда я писал сценарий, я специально делал изменения, чтобы знающие роман хорошо люди заметили, как я это поменял. И оказалось, что практически никто этого не замечает. Очень мало людей, скорее люди специального образования — артисты, журналисты. Я хотел немножко "поиграться", чтобы это потом оценили. Но получилось, что фильм большинство смотрит как оригинальную историю. Хотя это даже стало плюсом — всей категории 14-24 фильм понравился. А от 35 и выше уже предъявляли претензии, — рассказал Жугинов.

Он признался, что для него было большим риском снимать именно "Трех мушкетеров", так как все окружающие уверяли его в провальности проекта:

— Это был проект на 100% провальный, по мнению окружавших меня людей. Я даже не знаю, как я на это решился. Все были уверены, что я сошел с ума, что делать этого нельзя, зачем я лезу на конфликт со шлягером советского периода, ведь ничего нового сказать невозможно. И вообще — я взял не тех артистов. "Кого ты взял?" — удивлялись они. А когда вышел уже первый материал, тот же человек мне говорил: "О, да! Стопроцентно его роль". И все эти люди, а их было огромное количество, сказали потом, что ошибались. Не знаю, как я выдержал. Потому что когда 15 специалистов вокруг, которые должны давать тебе советы, говорят, что я все делаю не так, а я настаиваю на своем... Надо было их увольнять всех, конечно (улыбается).

Отвечая на вопрос о ЧП во время съемок, Жигунов заверил, что серьезно никто не пострадал.

— Были сбежавшие лошади, видео с которыми по Интернету потом гуляло. Снимали погоню за каретой Бекингема, там охранников скидывают с лошадей и лошади разбегаются. Это было в музейном парке в Петродворце, и вот из этого парка три лошади ушли и пошли в сторону Петербурга. Вышли на Петергофское шоссе и по нему скакали, останавливаясь на красных светофорах. Это потом в новости даже попало, — вспомнил режиссер. — Еще был случай, когда Леша Макаров, очень непослушный, не наклонил голову, когда взрывалась бутылка у него в руке (в фильме этой сцены нет), и стекло полетело в лицо. Хорошо, что на нем было много бороды, это его спасло. Павлик Баршак (Арамис) получил шпагой по глазу так сильно, что глаз заплыл за секунду. В остальном без особых травм, никого не убило (улыбается). Мишель Карлье — постановщик трюков и фехтования — большой профессионал и он очень, очень сильно следил за техникой безопасности.

Автор новых "Трех мушкетеров" также сообщил, что картина претендует и на зарубежный прокат:

— Сейчас в Лос-Анджелесе идет кинорынок, мы ждем результатов. А телевизионные права на сегодняшний момент 21 страна мира приобретает картину, в том числе Франция. Это вся Скандинавия, Бразилия, Мексика, Япония, Китай, Тайвань, вся Европа, кроме Англии — они снимают свою 10-серийку, и получилось, что мы их на год обогнали.

Журналисты также поинтересовались, не планирует ли режиссер снять и "Мушкетеров 20 лет спустя".

— Пока не планирую, — признался Жигунов. — Но если буду, то есть вариант оригинального сценария, там история ближе к "Железной маске". Я сейчас посмотрю, как этот фильм пойдет. И если пойдет хорошо, то я не исключаю, что будет еще одна картина.

А на вопрос кубанских журналистов, не рассматривается ли в качестве площадки для съемок продолжения фильма Краснодар, режиссер отшутился.

— Меня везли сегодня из Ростова, и привезли не на ту Октябрьскую — не в городе, а в поселке. Честно доставивший меня водитель сказал: вот дом 16. А там вместо отеля — частный дом. Немного рассмотрел улицу.. Ну что я могу сказать. Гайдара можно снимать, такое "Арзамас — городок наш тихий", про пионеров тоже — "Тимур и его команда" ... (улыбается). Продолжение "Трех мушкетеров" вряд ли. Строения из красного кирпича в стиле тюремного романтизма, боюсь, будут освистаны вами же. Не везде можно все снимать. Должна же быть техническая база рядом, чтоб не тащить технику, провода, специалистов, оформлять им командировки, оплачивать гостиницу, суточные. Мы считаем деньги, к сожалению. Поэтому я считаю, что немного шансов у городов, где нет киностудий, получить в гости съемочную группу, — заключил Жигунов.


В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, мат, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале