Библиотека Юга.ру — лучшие книги на самые разные темы

Библиотека Юга.ру: Россия глазами иностранцев

  • «Охотники на привале», Василий Перов, 1871 год, Государственная Третьяковская галерея © Фото commons.wikimedia.org

Памелу Треверс русские читатели знают как создателя образа лучшей в мире няни Мэри Поппинс, Льюиса Кэррола — как автора «Алисы в стране чудес», имя Джона Стейнбека неразрывно связано с его главным произведением, «Гроздьями гнева», а Роберт Капа — известный репортажный фотограф прошлого века и один из основателей фотоагентства Magnum. Всех их объединяет то, что они, каждый в свое время, побывали в царской, предреволюционной или советской России и оставили об этом письменные свидетельства.

Россия глазами иностранцев в новой подборке Библиотеки Юга.ру.

Московская экскурсия
Памела Трэверс

В 1932 году СССР посетила Памела Трэверс. Будь она в то время так же знаменита, как Бернард Шоу или Анри Барбюс, то, вероятно, увидела бы открыточную страну изобилия. Но тогда будущая создательница Мэри Поппинс была всего лишь молоденькой журналисткой, и за парадным фасадом ей удалось разглядеть настоящую Россию (и лучшую, как ни парадоксально) — неприглядную, сложную, противоречивую. Вместе с автором мы посещаем «образцовый колхоз», детские ясли, театры и церкви, судебные заседания и даже тюрьму. Ее глазами отмечаем признаки голода, нехватку топлива, бюрократию, очереди и расползающийся культ личности.

Книга читается на одном дыхании, словно увлекательный детектив с зашифрованными именами и местами. Трэверс остра на язык, а ее ирония по поводу странностей советского менталитета задевает болевые точки, во многом чувствительные и поныне. Писательница признается, что пыталась очароваться, как ее спутники, утопией большевизма, но слишком сильно тревожило господство холодной рациональности, механистичности и тотальное обезличивание. Увы, как покажет время, ее неутешительные прогнозы окажутся правдой.

Особое достоинство издания — вставки с архивными фотографиями 30-х годов: лица простых людей, демонстрации рабочих, вездесущие плакаты и портреты Ленина.

Русский дневник
Джон Стейнбек, Роберт Капа

1947 год. Только завершилась мировая бойня, а на горизонте уже маячит угроза холодной (а вдруг снова горячей?) войны. В это сложное время писатель Джон Стейнбек и фотограф Роберт Капа предприняли необычную поездку в Россию. Они хотели показать ту сторону жизни советских людей, о которой не писали американские газеты, — жизнь частную. Как там одеваются, что едят, какую музыку слушают, устраивают ли они вечеринки? Вновь и вновь Стейнбек подчеркивает: мы хотели сделать честный репортаж о том, что видели и слышали, не критиковать и не хвалить, не выносить суждений.

Они проехались по Москве, Киеву, Сталинграду и Грузии, зафиксировали прозу жизни крестьян и рабочих, невероятное гостеприимство и героическое трудолюбие народа, жестоко пострадавшего от фашистов. Затронули и темную сторону — цензуру, искажение истории, слепую веру в вождя. Несмотря на бесстрастность, текст вызывает множество эмоций — от улыбки до слез. Книга написана ярким языком, пронизана юмором и, самое главное, сочувствием и уважением к человеку. И это пример блестящего сочетания текста и фотографий.

Можно упрекнуть Стейнбека в поверхностности: он видел только то, что русские разрешили увидеть. Да и сам автор предполагает, что дневник не удовлетворит ни крайне правых, ни истых левых. Однако его заметки напоминают о простой истине, которую легко забывают в политических и военных распрях: «А эти русские (американцы) такие же люди, как мы!»

Дневник путешествия в Россию в 1867 году, или Русский дневник
Льюис Кэрролл

Лишь один раз в жизни Чарльз Лютвидж Доджсон покинул пределы Англии. По приглашению своего друга Генри Лиддона он отправился в путешествие по Европе и России. Свои впечатления он кратко записывал, хотя никогда не планировал их публиковать — дневник был издан посмертно.

Как известно, Льюис Кэрролл был рукоположен в сан диакона, и у поездки имелась вполне конкретная цель — установить более тесные связи между англиканской и русской православной церквями. Поэтому друзья в основном посещали соборы и монастыри. Заходили и в Эрмитаж полюбоваться картинами, опять же уделяя особое внимание полотнам на библейские сюжеты.

К сожалению, книга не стремится открыть глубины русской жизни, это типичный сборник туристических заметок. Кэрролл сухо и методично записывает названия русских блюд, перечисляет купленные сувениры и жалуется на ушлых извозчиков. Впрочем, текст вызывает мысль о вневременности травелога как жанра — подобные записки нетрудно представить на страницах современного блога.

Русский дневник. Во французской военной миссии. 1916-1918
Пьер Паскаль

Паскаль — весьма интересный человек. Французский филолог-славист, он воевал на фронтах Первой мировой, а после ранения был отправлен в тыл, во французскую военную миссию в Петербурге. Здесь он начал вести дневник, в котором отразился бурный водоворот, захлестнувший Российскую империю на стыке войны и революции. На первых порах лейтенант больше увлечен ходом боевых действий, но чем дальше оттягивается победа союзников, тем сильнее его разочарование. Экономический и политический хаос нарастает как снежный ком: оптимизм Февральской революции продлился недолго и страна погрузилась в Гражданскую войну.

Читать это свидетельство нелегко, нужны некоторые познания в истории революции — очень плотно идут события, упоминается множество имен. В качестве документа текст любопытен тем, что автор приводит сводки боев, статистические данные, вырезки из газет, цитирует беседы интеллектуалов, озабоченных смутным будущим России.

Паскаль разделял довольно необычные взгляды: он верил в возможность объединения христианской идеи и социалистической справедливости. Немало страниц посвящено его философским размышлениям о роли церкви в революции. Если в 1916 году он не испытывает никакой симпатии к большевикам, то спустя два года отказывается покинуть Россию, возмущенный политикой Франции по отношению к бывшему союзнику, и вскоре присоединится к Коммунистической партии.

Медведи, Казаки и Русский мороз
Россия в английской карикатуре первой трети XIX века

Это роскошное издание станет настоящим подарком и для любителя истории, и для ценителя изобразительного искусства. Сотрудники Государственного Эрмитажа отобрали свыше ста карикатур, в которых Россия и ее деятели показаны глазами остроумных и язвительных англичан.

Книга была написана к 200-летию Отечественной войны и Заграничных походов 1813-14 годов. Под каждой красочной гравюрой размещен исторический очерк и искусствоведческое пояснение, так что русский читатель может с юмором примерить на себя образ врага. По картинкам интересно следить, как меняется отношение британцев к русским в зависимости от того, куда на этот раз развернулся флюгер политических предпочтений.

Главные герои карикатур — не Александр I и не Кутузов, а антропоморфный Генерал Мороз, Русский Кнут и, конечно же, Медведь. Более того, как утверждают авторы, именно благодаря английской сатире за Россией на Западе навсегда закрепился образ Медведя, прежде распространенный главным образом в Британии.


Эти и другие книги вы можете купить в магазинах «Читай-город» в Краснодаре:
— ул. Красноармейская, 60;
— ул. Володи Головатого, 313, «Галерея Краснодар»;
— ул. Красная, 83/ул. Горького, 103;
— ул. Уральская, 79/2, ТРЦ «СБС Мегамолл»;
— ул. Ставропольская, 218/1;
— ул. Дзержинского, 100, ТРЦ «Красная Площадь».


Обсудить

В комментариях недопустимы и будут удалены: реклама, оскорбления, клевета, любые нарушения законов РФ.

Читайте также

Реклама на портале