«Человек-паук: Возвращение домой». Почти совсем не комикс

В России людей, чьим кумиром Питер Паркер или Человек-паук стал еще в детстве, не так уж много и уж точно в разы меньше, чем в США. Тем не менее и трилогия с Тоби Магуайром, и два фильма с Эндрю Гарфилдом были приняты публикой очень хорошо. Третий перезапуск истории мальчика-супергероя нашел новое лицо и практически полностью сменил жанр.

Афиша Юга благодарит кинотеатр «Монитор IMAX СБС» за приглашение на специальный показ фильма «Человек-паук: Возвращение домой».

Режиссер: Джон Уоттс
Сценарист: Джонатан Голдштейн, Джон Фрэнсис Дейли, Джон Уоттс, Кристофер Форд, Крис Маккенна, Эрик Соммерс
В ролях: Том Холланд, Майкл Китон, Джон Фавро, Зендайя, Роберт Дауни-младший, Джейкоб Баталон, Лаура Хэрриер, Мариса Томей

Смотреть, если вы любите: фильмы про взросление.
Не смотреть, если вы: психологизму предпочитаете экшн и за свои деньги хотите увидеть в кадре чуть больше трюков, сверхспособностей и спецэффектов.

В восемнадцати словах: новый Человек-паук почти не повторяет сюжетные ходы десятка предыдущих, да и вообще это уже почти совсем не комикс.

В восьмиста пятидесяти двух словах:

Всем, кто испытывает ностальгию — нет, не по Человеку-пауку, Кирстен Данст или спецэффектам 90-х, — по фильмам с близняшками Олсен, малышкой Линдси Лохан, подростками Киану Ривзом и Алисией Сильверстоун, фильм как минимум будет не противен. Из более свежих примеров — герои Эйсы Баттерфилда, сериала «Очень странные дела» и многие персонажи Тима Бертона. Кстати, Баттерфилд чуть не получил роль Питера Паркера, и хорошо, что не получил — его на экранах уже становится слишком много, а вот Том Холланд для большинства зрителей свежее лицо. Вышеперечисленные фильмы и сериалы относятся к разным жанрам, но общее у них одно — главные герои — подростки на разных стадиях взросления. Вот и Питер Паркер, только что получивший свои способности и заглянувший одним глазком в мир настоящих, живых супергероев, на самом деле еще ребенок, как говорит ему его лучший друг.

В отличие от многих комиксов как в бумажном, так и в кинематографическом исполнении, «Человек-паук» всегда был почти семейным фильмом, но на этот раз продюсеры окончательно укрепились во мнении, что личность Питера гораздо важнее его способностей и пафоса спасения мира. Это в полном смысле этого слова подростковый фильм, где парнишка, отличающийся от сверстников, хочет побыстрее начать жить «по-настоящему». Как и сказал в одном из своих интервью Том Холланд, он ждет, когда начнется настоящая жизнь, — не замечая, что живет он сейчас. Он хочет доказать всем и в первую очередь Тони Старку, что способен справиться со взрослыми задачами, что он может! — действительно, ведь он стащил щит Капитана Америка! Он ищет драки и бросается в бой, не осознавая до конца опасность, но все заканчивается хорошо во-первых потому что это подростковый комикс, во-вторых, потому что равнодушие новоиспеченного покровителя — показное, а на самом деле он за ним следит и беспокоится.

Для Роберта Дауни роль Тони Старка уже стала практически родной за последние годы, но на этот раз, несмотря на то, что в кадре он проводит меньше десяти минут, у его персонажа совершенно новая задача и новый статус. Маленький шаг для Старка — большой шаг для Дауни, который играет почти отца. В предыдущих частях он и сам был великовозрастным ребенком, изобретателем-миллионером, для которого все было игрой, костюм — игрушкой, а команда Мстителей — шумиха ради забавы. На этот раз он смотрит на все с позиции взрослого и чувствует себя на ней более чем странно. Ему непривычно и неуютно, он бессознательно копирует своего отца, тут же, впрочем, замечая это. Он делает вид, что не ему приходится взрослеть, но в одной из последних сцен из кармана помощника Хэппи миру является обручальное кольцо. Все это можно воспринять как признак того, что Мстители меняются.

Почти бенефисом стала роль Майкла Китона. Продюсеры в один голос твердили, насколько сильным и харизматичным уже на пробах был Том Холланд, переигрывая Роберта Дауни-младшего, но для зрителя несомненным знаком его актерского мастерства стало то, что он не ушел в тень Китона. Стервятник — практически новая инкарнация Бэтмена и Бердмена, уже только об этом персонаже можно написать отдельный текст. Он настолько же груб и брутален, насколько близок к классическим злодеям комиксов Marvel. Он сделал себя сам, он делец, преступник и рвач, живущий двойной жизнью, — и он же семьянин, ответственный гражданин, отец милой школьницы. Он летает, у него железные крылья, больше напоминающие Бердмена, и у него светящиеся зеленым глаза, напоминающие Бэтмена из дурных видений отравленных жителей Готэма.

Полновесные пять звезд заслужили сценаристы и режиссер за момент, когда Питер Паркер встречает его в обыденной жизни, позвонив в дверь девушки, с которой собирается идти на выпускной бал. Этот абсолютно, стопроцентно предсказуемый сюжетный ход — главный антагонист оказывается отцом возлюбленной главного героя, какая скука, — реализовался в одну из самых эмоциональных сцен фильма. Они смотрят друг на друга, герой все понимает, он шокирован — причем не как спаситель человечества Человек-паук, а как школьник Питер, который действительно не знает, как себя вести, он ошарашен и напуган и пытается просто не выдать себя. В то же время злодей не знает ничего. И мы впервые видим его в обыденной жизни, заботливым отцом и любящим мужем. Он надежный, он ответственный, он отвозит ребят на бал. В общем, что бы ни произошло дальше, уже за эту сцену можно полюбить Тома Холланда и весь фильм.

В фильме есть ляпы, вопросы по которым хочется задать всем сценаристам и продюсерам. Впрочем, вспомнив, что в работе над фильмом приняли участие три студии, перестаешь удивляться ошибкам, скорее, тому, что их оказалось не так уж много. Сюжетная линия владельца кафе просто оборвана — а ведь это можно было бы решить 40-секундной сценой в конце фильма. В группе школьников один из учеников то появляется, то исчезает, кажется, просто некоторые листы сценария потерялись на съемках, а монтажеру потом пришлось работать с тем, что есть.

Зендайя с ее невероятной харизмой и привычкой жить перед камерой с легкостью переиграла модель Лауру Хэрриер, в чем ей, конечно, помогли и образы персонажей. Мариса Томей, к сожалению, не получила достаточно пространства для какой бы то ни было сложной игры, но однозначно привлекла к себе внимание уже тем, какой странной молодой неврастеничкой стала тетя Мэй в последних двух фильмах. Джону Фавро не пришлось делать практически ничего на съемочной площадке — не поэтому ли он всегда так расслаблен и весел? Да и в целом фильм, что ему только в плюс, оказался намного более расслабленным, чем многие другие кинокомиксы. Нет высокого пафоса, нет штампов, затянутых боевых сцен и нереалистичных трюков, зато есть крепкая история и отличные персонажи.


Читайте также